Работа на дому. Почему россияне не оценили «удаленку»? – Develop yourself

Работа на дому. Почему россияне не оценили «удаленку»?

С начала этой недели, согласно указу мэра Москвы Сергея Собянина, не менее 30% сотрудников столичных предприятий обязаны работать из дома из-за роста заболеваемости коронавирусом. В том числе на «удаленку» перевели часть депутатов Госдумы. Социологи и экономисты давно спорят об эффективности дистанционной работы, исследуют, какие факторы мешают или, наоборот, помогают работать из дома. 

Что происходит с эффективностью на «дистанционке» – в России и в мире? 

Весной в России на дистанционный режим были переведены почти все сотрудники, которые могли работать из дома. Лидером этого тренда, ожидаемо, стал сектор информационно-коммуникационных технологий, в котором на «удаленку» перешел каждый второй сотрудник, а также образование, наука и культура, где удаленно трудилась треть занятых в этих сферах.

Больше всего сотрудников работали удаленно в городах-миллионниках. В малых городах или сельской местности этот режим был не так распространен. Любопытно, что женщины чаще работали из дома, чем мужчины (26% и 17% – соответственно). Скорее всего эта диспропорция связана со скошенностью структуры женской занятости в пользу беловоротничковых профессий, где возможности для «удаленки» гораздо шире, отмечают эксперты ВШЭ Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников.

Ученые давно дискутируют на тему эффективности дистанционной занятости. Любопытно, что результаты опросов, проведенных в России и за ее пределами, сильно разнятся. 

Так, опросы международных консалтинговых компаний свидетельствуют в пользу дистанционного режима работы. Их результаты говорят о том, что «удаленка» может увеличить эффективность сотрудников, их вовлеченность в процесс и лояльность к работодателю. 

Опрос платформы Owl Labs, который проводился среди граждан США, показал, что большинство сотрудников предпочитают удаленную работу – около 81% опрошенных отметили, что если бы имели возможность работать удаленно, охотнее рекомендовали свою компанию друзьям. 74% опрошенных заявили, что возможность работать удаленно повышает их готовность остаться в компании, 71% – что, если им предложат «дистанционку» в другой компании, это заставит их серьезно задуматься о смене работы. 

Исследование консалтинговой компании McKinsey говорит о том, что дистанционные сотрудники больше вовлечены в работу и ощущают себя более благополучными по сравнению с коллегами, которые ходят в офис. В том числе они готовы выполнять больший объем работы, чем требуется формально. Так, около 40% опрошенных офисных сотрудников отмечают наличие вовлеченности в жизнь компании, 20% – эффективность своей работы и 40% – общее благополучие, в то время как для дистанционных работников эти цифры составляют 51%, 39% и 49,5%, соответственно. 

Согласно данным международной компании Deloitte, сотрудники швейцарских компаний оценивают свою эффективность в условиях удаленной занятости как «значительно более продуктивную» (22 %), «более продуктивную» (19 %) и «такую же продуктивную» (31 %), как в офисе.  

В России картина принципиально иная – примерно 50% опрошенных отметили падение уровня производительности труда с переходом на дистанционный режим работы. Около 40% считали, что их производительность не изменилась, и только 10% — что она повысилась. Такие данные приводятся в исследовании экспертов ВШЭ Ростислава Капелюшникова и Владимира Гимпельсона «Рынок труда под натиском коронавируса», основанном на результатах опроса среди 5000 россиян из разных регионов страны.

Россияне не оценили удаленку

Преимущества дистанционного труда очевидны. Для работодателя – это экономическая составляющая, а именно экономия средств на аренде офисных площадей, организации рабочих мест, создании комфортных условий труда, возможность проводить более гибкую налоговую политику. Для сотрудников – возможность иметь гибкий график, организовывать рабочее время с учетом своих биологических ритмов.  

Несмотря на это, всего 22% россиян в апреле были довольны работой в таком режиме, следует из опроса международной исследовательской компании Ipsos. 

Большинство россиян (78%) жаловались на недостатки удаленной работы. Треть опрошенных отмечала, что эффективность работы падает, потому что дома тяжело сосредоточиться – мешают семья и дети. Еще треть указывала на сложности разграничения личной жизни и работы. Такому же количеству людей мешало плохо оборудованное рабочее место – маленький экран ноутбука, отсутствие принтера или сканера, плохое качество интернет-соединения. 

Эксперты Ipsos проанализировали высказывания в социальных сетях и определили, что на «удаленке» россияне также боятся набрать вес – из-за круглосуточного доступа к холодильнику.

«С одной стороны, я больше не трачу время на дорогу. С другой – я постоянно ем, и у меня много еды уходит, и счет за электричество будет на порядок больше», – отметил один из респондентов. 

Ряд проблем, связанных с удаленной работой, выявили эксперты ВШЭ. Так, во время карантина многие респонденты жаловались на трудности, на постоянное физическое и психологическое напряжение. Результаты опроса содержатся в аналитическом бюллетене НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 

Треть опрошенных заявила, что боится не справиться со своими профессиональными обязанностями. Почти половина респондентов (48%) отметила нехватку времени, еще треть (28%) – упадок сил, даже когда они высыпаются, а 23% заявили, что им трудно выполнять новые задачи.

Чуть больше трети опрошенных (33%) рассказали, что чувствовали себя одиноко, 28% не ощущали поддержки со стороны руководства организации. 30% ответили, что не чувствуют признания важности и ценности своей работы.  

Для многих отсутствие простроенного рабочего дня, офисных ритуалов, стирание границ между рабочим и личным временем, а также отсутствие скоординированного управления оказалось серьезной проблемой. 

«Для эффективной работы на удаленном режиме необходимо подготовить регламенты и программы по психологической адаптации, организации рабочего места и настроить управленческие механизмы так, чтобы сотрудник ощущал себя частью коллектива. Как показывают результаты, это важный мотивационный аспект, влияющий на результативность работы», – отмечается в бюллетене.

После пандемии 

Несмотря на то, что, по оценкам Ipsos, 78% россиян не устраивают условия «удаленки», многие компании, оценив опыт организации дистанционной работы, рассматривают возможность перевода части сотрудников в такой формат на постоянной основе.

Согласно данным консалтинговой фирмы Gartner, 74% компаний, которые перевели своих сотрудников на удаленную работу, планируют оставить часть сотрудников работать из дома и после завершения пандемии. Такую цифру исследователи Gartner получили по итогам опроса, проведенного среди 317 финансовых директоров. 

27% опрошенных компаний планируют оставить 5% сотрудников на удаленной работе, 25% компаний – 10%, и 17% компаний – 20% персонала. Еще 4% компаний планируют навсегда перевести в удаленный формат половину своих работников.

Платформа webinar.ru, опросив c помощью Левада-Центра 300 владельцев компаний из 20 различных отраслей, выяснила, что несмотря на отмену режима «нерабочих дней», многие компании по-прежнему предоставляют сотрудникам возможность работать удаленно. 

56% опрошенных руководителей компаний ответили, что их сотрудники работают удаленно. У 62% из них – доля удаленных сотрудников превышает 25%.

На основании таких данных, многие ученые прогнозируют, что дистанционный режим станет чуть ли не основной формой занятости на постковидном рынке труда, что благоприятно скажется на деловой активности и занятости россиян, поскольку сотрудники могут находиться в разных регионах России, позволит в том числе ослабить напряжение в обществе, связанное со слабой мобильностью населения, которое возникает в России из-за недоступности дешевого и качественного жилья, высоких ставок по ипотеке. 

Правда, экспертам ВШЭ Владимиру Гимпельсону и Ростиславу Копелюшникову прогнозы, предрекающие неизбежность массового перетока работников в дистанционную занятость, представляются недостаточно реалистичными. Тем не менее ученые уверены, что по сравнению с докарантинным периодом доля работающих дистанционно скорее всего возрастет.