Что почитать: рекомендует поэт Иван Давыдов

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» известные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе – поэт, редактор журнала Republic.Власть Иван Давыдов.

Короткое предисловие: я читаю в основном всякие старые книжки, поэтому, во-первых, мой топ-5 не будет гидом по новинкам. Но среди прочитанного или перечитанного за последние месяцы есть такие книги, которые я просил не заканчиваться, пока читал. Они, конечно, все равно кончились, ну, может, еще кто-нибудь их откроет. А во-вторых, порядок перечисления случаен, я не знаю, как тут строить иерархии. 

  1. Юрий Слезкин, «Дом правительства» (Москва, АСТ, 2017). Эту, правда, прочел давно, но она от себя прочитавшего отпускает не очень охотно. Замысловатый такой, отчасти даже клиповый рассказ о людях, которые сознательно – и, разумеется, из самых лучших побуждений, – готовились сожрать империю и сожрали. Убив попутно многих и многих из числа тех, кого считали неправильными. И потом стали есть друг друга с тем же энтузиазмом. А местом действия, символом родины, шкатулкой с советскими кошмарами оказывается знаменитый Дом на набережной.  
  2. Афанасий Фет. «Жизнь Степановки или Лирическое хозяйство» (Москва, НЛО, 2001). Фет, как известно, не только тонкий лирик, но и помещик. Приобрел имение, попытался превратить его в доходное предприятие, и, кстати, сумел своего добиться. А мучительный фермерский опыт описывал в журнальных статьях, которые в этом томе как раз и собраны. Очень неожиданный, жесткий, иногда жестокий взгляд на воспетую другими классиками русскую деревню и на русское крестьянство тоже. Травили, кстати, поэта очень масштабно за эти тексты.
  3. Джон Стейнбек, «Русский дневник» (Москва, Эксмо, 2019). Будущий нобелевский лауреат в 1947-м, на заре Холодной войны, посетил СССР, чтобы доказать, что русские – тоже нормальные люди, и что новой мировой бойни они не хотят. Текст легкий, может быть, чуть поверхностный – Стейнбек принципиально описывал только то, что видел (иными словами – то, что ему хотели показать), зато по-своему изысканный и очень веселый. Бонусом – фотографии знаменитого Роберта Капы. Правда, предисловие Познера, но оно книгу не сильно портит.
  4. Сергей Дурылин, «В своем углу» (Москва, Никея, 2018). Дурылин – при жизни не очень оцененный, а потом и вовсе забытый почти писатель, друг Пастернака и многих прочих великих, с непростой – под стать русскому ХХ веку – судьбой. Это его записки о детстве и отрочестве в купеческой Москве. Ребенок смотрит на Россию, которая вот-вот исчезнет, или взрослый пытается воскресить того ребенка, – не знаю, как правильнее сказать. 
  5. Георгий Федотов, Сочинения в 12 томах, том третий (Москва, Мартис, 2000). Случайно попалась под руку, стал листать и перечитал целиком. В этом томе – великолепная монография «Святой Филипп, митрополит московский». Жизнеописание смелого человека, который сознательно бежал от мира, и не смог убежать: оказался во главе русской церкви в разгар опричного террора. Пытался террор остановить, понимая отлично, чем рискует, и погиб от рук Малюты Скуратова, самого знаменитого из русских палачей. Я не специалист, не рискну судить, устарел ли текст, созданный в первой половине прошлого века, но и контекст, и портрет героя – выписаны просто безупречно. Да и вообще – полезно снова открыть такую книгу, когда на родине пытаются ввести моду на людоедов.

Сейчас читаю Ключевского, «Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве». Первая работа великого историка в качестве профессора, для фанатов, конечно. Позволяет понять, откуда и как росли его идеи.