Что почитать: рекомендует поэт Иван Давыдов
Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» известные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе – поэт, редактор журнала Republic.Власть Иван Давыдов.
Короткое предисловие: я читаю в основном всякие старые книжки, поэтому, во-первых, мой топ-5 не будет гидом по новинкам. Но среди прочитанного или перечитанного за последние месяцы есть такие книги, которые я просил не заканчиваться, пока читал. Они, конечно, все равно кончились, ну, может, еще кто-нибудь их откроет. А во-вторых, порядок перечисления случаен, я не знаю, как тут строить иерархии.
- Юрий Слезкин, «Дом правительства» (Москва, АСТ, 2017). Эту, правда, прочел давно, но она от себя прочитавшего отпускает не очень охотно. Замысловатый такой, отчасти даже клиповый рассказ о людях, которые сознательно – и, разумеется, из самых лучших побуждений, – готовились сожрать империю и сожрали. Убив попутно многих и многих из числа тех, кого считали неправильными. И потом стали есть друг друга с тем же энтузиазмом. А местом действия, символом родины, шкатулкой с советскими кошмарами оказывается знаменитый Дом на набережной.
- Афанасий Фет. «Жизнь Степановки или Лирическое хозяйство» (Москва, НЛО, 2001). Фет, как известно, не только тонкий лирик, но и помещик. Приобрел имение, попытался превратить его в доходное предприятие, и, кстати, сумел своего добиться. А мучительный фермерский опыт описывал в журнальных статьях, которые в этом томе как раз и собраны. Очень неожиданный, жесткий, иногда жестокий взгляд на воспетую другими классиками русскую деревню и на русское крестьянство тоже. Травили, кстати, поэта очень масштабно за эти тексты.
- Джон Стейнбек, «Русский дневник» (Москва, Эксмо, 2019). Будущий нобелевский лауреат в 1947-м, на заре Холодной войны, посетил СССР, чтобы доказать, что русские – тоже нормальные люди, и что новой мировой бойни они не хотят. Текст легкий, может быть, чуть поверхностный – Стейнбек принципиально описывал только то, что видел (иными словами – то, что ему хотели показать), зато по-своему изысканный и очень веселый. Бонусом – фотографии знаменитого Роберта Капы. Правда, предисловие Познера, но оно книгу не сильно портит.
- Сергей Дурылин, «В своем углу» (Москва, Никея, 2018). Дурылин – при жизни не очень оцененный, а потом и вовсе забытый почти писатель, друг Пастернака и многих прочих великих, с непростой – под стать русскому ХХ веку – судьбой. Это его записки о детстве и отрочестве в купеческой Москве. Ребенок смотрит на Россию, которая вот-вот исчезнет, или взрослый пытается воскресить того ребенка, – не знаю, как правильнее сказать.
- Георгий Федотов, Сочинения в 12 томах, том третий (Москва, Мартис, 2000). Случайно попалась под руку, стал листать и перечитал целиком. В этом томе – великолепная монография «Святой Филипп, митрополит московский». Жизнеописание смелого человека, который сознательно бежал от мира, и не смог убежать: оказался во главе русской церкви в разгар опричного террора. Пытался террор остановить, понимая отлично, чем рискует, и погиб от рук Малюты Скуратова, самого знаменитого из русских палачей. Я не специалист, не рискну судить, устарел ли текст, созданный в первой половине прошлого века, но и контекст, и портрет героя – выписаны просто безупречно. Да и вообще – полезно снова открыть такую книгу, когда на родине пытаются ввести моду на людоедов.
Сейчас читаю Ключевского, «Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве». Первая работа великого историка в качестве профессора, для фанатов, конечно. Позволяет понять, откуда и как росли его идеи.