Борьба за $15: McDonald’s обвинили в слежке за сотрудниками и профсоюзными активистами

Бывшие работники McDonald’s утверждают, что в компании существует секретное подразделение, которое следит за работниками в соцсетях. По их словам, с помощью штата аналитиков и специального софта представители бренда вычисляют активистов, выступающих за улучшения условий труда. Пересказываем материал команды Motherboard Tech by Vice о том, что такое движение «Борьба за $15» (Fight for $15) и почему крупные компании видят в нем угрозу.  

Секретное разведывательное подразделение фастфуд-гиганта в течение многих лет отслеживало связи своих работников с движением, которое добивается повышения минимальной заработной платы до $15 в час, утверждают журналисты Motherboard со ссылкой на источники среди бывших сотрудников бренда. Слежка велась в том числе с помощью мониторинга социальных сетей, рассказали изданию два человека, которые работали в McDonald’s и имели прямой доступ к внутренним документам. По их словам, группа аналитиков в офисах в Чикаго и Лондоне следит за деятельностью «профсоюза» по всему миру, выясняет, кто из работников McDonald’s состоит в активе движения и с кем они взаимодействуют, чтобы организовывать забастовки и акции протеста. Согласно документам, на которые ссылаются авторы публикации, целью McDonald’s был сбор данных о «сложных политических условиях на сложных рынках, которые могут вызвать серьезные сбои в бизнесе и повлиять на возврат инвестиций». 

Один из документов, с которым ознакомились журналисты, представлял собой отчет о текущей деятельности активистов «Борьбы за $15» против McDonald’s во время кризиса COVID-19. Он содержит ряд пунктов, в которых аналитик разведки компании перечисляют действия активистов, вплоть до точного числа личных встреч. 

«Протестующие собрались на стоянке, разместили транспаранты на своих машинах, заблокировали движение и припарковали рекламные щиты с лозунгами о $15 рядом со штаб-квартирой McDonald’s и ресторанами», — говорится в документе.  

«В преддверии протестных мероприятий не было почти никакой заметной активности, и письма с призывом к забастовке часто рассылались в день мероприятия или даже во время его проведения», — сказано далее в отчете. 

Его автор также отмечает в своем списке действий «против McDonald’s», что «ACLU (Американский союз защиты гражданских свобод, негосударственная правозащитная организация в США — прим. Полит.ру) развернул пропагандистскую кампанию, заставляя McDonald’s предоставить оплачиваемый отпуск по болезни для всех своих сотрудников».

Согласно документам, полученным Motherboard, с прошлого года, McDonald’s задействовала штат аналитиков и два вида программного обеспечения для мониторинга соцсетей, чтобы собирать и обрабатывать открытые данные в Интернете, и отслеживать учетные записи работников. По словам источника, офис разведки использовал фальшивые аккаунты в Facebook, чтобы найти среди друзей работников людей, вовлеченных в рабочее движение. В McDonald’s конкретно этот аспект программы отрицают.

Ответ McDonald’s

Представитель McDonald’s Джесси Левин заявил журналистам, что компания «никогда не использовала поддельные аккаунты в социальных сетях для активного сбора информации, в том числе о трудовой деятельности».

«В этой истории много ложной информации, объединяющей разрозненные факты, чтобы создать сенсационное повествование, которое является неточным и вводит в заблуждение, — сказал Левин. — Более того, McDonald’s не приемлет репрессивных мер любого рода. Говоря яснее, ни одна из работ по бизнес-разведке не связана с трудовыми отношениями».

Однако Левин признал, что у McDonald’s действительно есть команда, «сосредоточенная на выявлении любых потенциальных угроз безопасности, которые могут нанести вред команде, франчайзи и клиентам в почти 40 тыс. населенных пунктах по всему миру, в которых мы работаем».

«Например, мы обязаны следить за активностью протеста сотрудников, которая может иметь целью нарушить работу ресторана, что может поставить под угрозу безопасность персонала и клиентов. Это обычное дело для такой большой транснациональной корпорации, как наша», — сказал Левин. 

Однако усилия группы разведки по слежке также включали наблюдение за общедоступными аккаунтами в социальных сетях (в том числе с помощью Google Alerts) известных лидеров рабочего движения Давида Рольфа, Мэри Кей Генри, пастора Уильяма Барбера II. Представитель McDonald’s, в свою очередь, не увидел ничего примечательного в том, что в компании «читают общедоступные новости и информацию, относящуюся к ее отрасли и бизнесу».

Слежка за рабочими движениями часто объясняется заботой о безопасности, отмечают авторы статьи. В прошлом году секретные внутренние документы Amazon, полученные Motherboard, показали, что она тоже следит за активностью сотрудников и экоактивистов.

Что такое «Борьба за $15»

Кампания «Борьба за $15» зародилась в 2012 году, когда работники McDonald’s в Нью-Йорке объявили забастовку, требуя почасовой оплаты труда в $15 и права объединиться в профсоюз, не подвергаясь за это репрессиям. По данным издания, движение пользуется поддержкой, в том числе финансовой, Международного союза работников сферы обслуживания (SEIU) — второго по величине профсоюза в США.

Движение быстро распространилось по стране, побудив тысячи работников фастфуда в более чем 150 американских городах протестовать и бастовать. В 2014 году тысячи протестующих заблокировали штаб-квартиру McDonald’s в Оук-Бруке, штат Иллинойс, что стало крупнейшим протестом работников в истории компании, и более 100 человек были арестованы.

«Борьба за $15» считается самым успешным рабочим движением за последние десятилетия. Оно «продавило» законы о более высокой минимальной заработной плате в Калифорнии, Нью-Йорке, Массачусетсе, Иллинойсе, Мэриленде и на всеобщих выборах 2020 года во Флориде. В прошлом году во время пандемии COVID-19 рабочие McDonald’s от Чикаго до Лос-Анджелеса и Сент-Луиса объявили забастовку, требуя защитного снаряжения и выплаты за работу в опасных условиях. В этом году забастовки работников McDonald’s состоялись в десятках городов США.

McDonald’s отказывается от переговоров с рабочими, которых не считает своими сотрудниками, поскольку те, как правило, работают на франчайзи. Тем не менее, с самого начала компания публично выступала против попыток объединить рабочих в профсоюзы и требований повысить минимальную заработную плату до $15. Вместо этого McDonald’s выделил ресурсы на оплату лоббистов, юристов и собственный персонал для борьбы с кампанией. 

В течение многих лет у одной из ведущих юридических фирм США Littler Mendelson существовала горячая линия, на которую франчайзи McDonald’s могли обращаться за советом, как реагировать на акции протеста в их заведениях. В 2014 году, согласно иску, полицейское управление Мемфиса заявило, что руководство McDonald’s «уполномочило» их арестовать протестующих работников. После длительной судебной тяжбы с активистами полиция пообещала не шпионить за участниками «Борьбы за $15» без веской причины.

В 2016 году бывший генеральный директор McDonald’s связал появление автоматических платежных киосков в ресторанах именно с движением за улучшение условий труда. «Когда “Борьба за $15” все еще находилась в стадии роста, я и другие предупреждали, что требования профсоюзов о гораздо более высокой минимальной заработной плате вынудят предприятия с небольшой маржой заменить дорогостоящих сотрудников на инвестиции в альтернативные системы самообслуживания», — заявил Эд Рензи.

Позиция активистов 

Протестующие рабочие были удивлены, узнав, как компания отслеживает «Борьбу за $15».  

«Это позор, вместо того, чтобы прислушиваться к рабочим, которым нужно оставаться в безопасности на работе и поддерживать свои семьи, McDonald’s тратит время и ресурсы, пытаясь подорвать наши голоса», — заявила работник McDonald’s и руководитель движения «Борьба за $15» в Хьюстоне, штат Техас, Глория Мучака. «Мы не боимся и это нас не остановит. Эти отчаянные усилия McDonald’s только демонстрируют силу движения, которое мы создали за последние восемь лет».

По словам бывших сотрудников, несколько человек в группе разведки считали наблюдение за рабочим движением неэтичным, а некоторые даже сомневались в его законности. 

«Времена меняются. Так почему же такая компания, как McDonald’s, не видит, что в реальности представляет собой меняющаяся рабочая сила и что трудовое движение не является устаревшей темой и чем-то, с чем она не должна бороться?» — задается вопросом один из экс-работников McDonald’s. 

«Разочаровывает то, что McDonald’s, проще говоря, вкладывает деньги не туда, где есть рот. Они могут сказать: “Мы поддерживаем Black Lives Matter” или изменить логотип. Но предпринимают ли они какие-то структурные изменения, чтобы помочь BLM и показать, что они имеют значение, не через пиар, а через поддержку рабочих?» — добавил бывший сотрудник.

Слежка за рабочими является традицией в Соединенных Штатах, которая восходит к началу XX века и детективному агентству Пинкертона, полагает профессор Университета Иллинойса и давний эксперт по трудовому праву Мэтью Финкин. По его словам, сейчас такая слежка является нарушением федерального трудового законодательства. 

«Сейчас это так же возмутительно, как и сто лет назад. Из нового здесь — использование технологий», — добавил Финкин, сравнивая современную ситуацию с расследованием Конгресса в прошлом веке по поводу слежки за профсоюзными организациями. 

Контекст

Повышение минимальной заработной платы — популярная идея на национальном уровне в США. За последние 10 лет ее не поднимали ни разу, она составляет $7.25 в час.

Поднять почасовую ставку до $15 предложил недавно и президент страны Джо Байден, он включил ее в свой пакет стимулирующих мер на фоне пандемии COVID-19 общей стоимостью $1,9 трлн. Он предлагает постепенно повысить минимальную заработную плату с $7,25 до $15 в течение следующих четырех лет.

Эта инициатива встретила понимание как среди избирателей-демократов, так и у республиканцев, хотя и в меньшей степени. В целом ее поддерживают две трети американцев. Для подавляющего большинства это еще и вопрос гендерного и расового равенства. Среди сторонников повышения минимальной заработной платы больше женщин (72% против 61% соответственно), темнокожих американцев и латиноамериканцев. Категорические противники двукратного повышения минимальной заработной платы в основном находятся среди белых республиканцев с высоким доходом. Вопрос о пресловутых $15 стал камнем преткновения в политических кругах, что и мешает принять его на законодательном уровне. 

Есть несколько причин, на которые ссылаются противники повышения. Они опасаются, что малый бизнес просто не сможет покрыть расходы на подорожавшую рабочую силу. В отчете Бюджетного управления Конгресса (CBO), подробно описывающем экономические последствия Закона о повышении заработной платы, говорится, что закон приведет к сокращению примерно 1,4 млн рабочих мест и увеличит государственный долг на $54 млрд в течение десятилетия.

При этом даже минимальная зарплата в $15 обеспечит прожиточный минимум только одиноким жителям штата Западной Вирджинии без детей, свидетельствуют расчеты The Guardian на основе калькулятора прожиточного минимума Массачусетского технологического института. В семье с двумя работающими родителями и двумя детьми обоим взрослым нужно будет зарабатывать не менее $20,14 в час, чтобы сводить концы с концами.