«Яндекс» стал получать больше запросов о выдаче данных россиян и чаще отказывать

«Яндекс» стал чаще получать от госорганов запросы о выдаче данных россиян и чаще отказывать. Об этом свидетельствует отчет компании за второе полугодие 2020 года. 

С июля по декабрь 2020 года компания получила 16874 запроса. Каждый пятый запрос (22%, или 3 705 запросов) был отклонен. В первом полугодии оба показателя были ниже. С января по июнь  «Яндекс» просили раскрыть данные пользователей 15 376 раз. Отклонены из них 16%, или 2 468 запроса. Годом ранее, во втором полугодии 2019 года, «Яндекс» получил 14 638 запросов 16% (2 410) отклонил. 

Наибольшее число запросов касалось данных из сервисов «Почта», «Паспорт», «Такси» и «Драйв».

В России законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие нормативные акты позволяют госорганам, в том числе силовикам, запрашивать у компаний данные пользователей. Такие полномочия есть у МВД, Следственного комитета, Прокуратуры, ФАС, ФТС, судов и некоторых других органов.

Также «Яндекс» начал публиковать данные о запросах по закону о «праве на забвение». С июля по декабрь 2020 года компания получила 4526 ссылок на неактуальную информацию и отказал в 53% случаев (2398 раз). Удалить «недостоверную» информацию поисковик просили 2599 раз, на 1915 дан отказ. По критерию «нарушение закона» поступило 1902 ссылки, из них не удалили 1456.

«Яндекс» впервые опубликовал отчет за второе полугодие 2019 года и первое полугодие 2020 года о выдаче пользовательских данных россиян по запросу государственных органов в середине октября 2020 года. В компании уверяют, что предоставляют ровно столько информации, сколько необходимо для ответа. А если запрос не соответствует требованиям закона, «Яндекс» его отклоняет.

В феврале компания призналась в утечке данных почти пяти тысяч пользователей почтового сервиса. Выяснилось, что один из системных администраторов «Яндекса» предоставлял несанкционированный доступ в почтовые ящики пользователей.