Как менялись проездные московского метро

Транспортная карта — один из самых привычных атрибутов жителя столицы, плотно вошедший в нашу повседневную жизнь. Однако далеко не все москвичи знакомы с историей этого проездного документа. Рассказываем о том, что было раньше — жетон или билет, когда на самом деле появился «Единый» и что такое эйситиристика.

Осторожно, двери открываются

Утром 15 мая 1935 года столичное метро распахнуло свои двери для всех желающих. Их было немало: чтобы попасть на первые в истории московской подземки поезда, люди занимали очередь с ночи. Выбор маршрута ограничивался одной веткой — от «Сокольников» до «Парка Культуры», с дополнительным ответвлением до «Смоленской». Всего тринадцать станций. Цвет билета различался в зависимости от направления движения: тем, кто ехал до «Сокольников», вручали красную карточку, а тем, кто двигался в сторону «Парка Культуры» — желтую. На поездку давали тридцать пять минут: кассир вручную проставлял время на каждом купленном талончике.

На смену картонным проездным пришли бумажные отрывные билеты, а в 1936 году на станции «Красные ворота» впервые установили кассовый автомат. Он работал по принципу аппарата с кинолентой. Чтобы воспользоваться им, нужно было опустить внутрь две 15-копеечные монеты и повернуть ручку вправо, дождавшись, когда в окошко слева выпадет билет.

После войны в кассах появились абонементы: самые ранние из них были с фотографией владельца — это должно было защитить метро от недобросовестных пассажиров, которые могли «поделиться» поездками с друзьями и родственниками. Уже тогда этот вид билета назывался «Единый».

Пять копеек — самый долгоиграющий «жетон»

Конец 1950-х ознаменовался появлением автоматизированных турникетов, которых боялись не только зайцы, но и те, кто хоть раз попал под удар своенравного механизма.

Интересно, что изначально систему планировали запустить одновременно с открытием метрополитена в 1935 году. Правда, тогда проект с треском провалился — красивые жетончики слишком часто застревали внутри пропускной машины.

Жетоны нового образца просуществовали недолго. В 1961 году, после деноминации валюты, проезд в метро стал стоить пять копеек. Монета считалась распространенной, поэтому турникеты настроили на ее прием, а в холлах станций поставили разменные автоматы.

Кстати, «Единый» этого периода был не только на тридцать дней, но и на каждую декаду месяца.

Такая система проезда сохранялась вплоть до марта 1992 года — целых тридцать лет! Затем в метрополитене вновь ненадолго появились металлические жетоны. Их сменили более дешевые для производства пластиковые аналоги, однако это решение привело к частым подделкам. Существовал даже перестроечный лайфхак: жетоны ради экономии разламывали на две половинки, так как турникет считывал только изменение спектра света и не мог обнаружить подвох с формой.

В 1993 году на станции «Проспект Мира» начали продавать первые экспериментальные билеты с магнитной полосой — а уже в сентябре 1997 года они появились повсеместно. Новое поколение проездных позволило разработать другую систему тарифов: стала возможной запись одной, двух и более поездок на одну карточку. Помимо стандартных видов билетов, выпускались особые варианты — рекламные и памятные экземпляры, например, в честь открытия станций. Жетоны тем временем окончательно вышли из обращения.

Следующим этапом эволюции стал бесконтактный проездной «Ультралайт» со встроенным электронным чипом, модификациями которого мы пользуемся по сей день. Он оказался удобнее и надежнее своего предшественника, магнитный слой которого легко повреждался, приводя билет в негодность. К тому же теперь не приходилось доставать карточку каждый раз, чтобы провести ее через турникет — достаточно было ее приложить.

Внедрение единой тарифной системы в 2013 году подарило городу карту «Тройка» и билет «90 минут». Но прогресс не стоит на месте: теперь можно оплатить проезд телефоном или банковской картой, брелоком и даже специальным кольцом.

В погоне за уникальным

Не все используют билеты метро исключительно по назначению: многие люди увлекаются эйситиристикой — коллекционированием знаков оплаты проезда в общественном транспорте. Московский метрополитен выпускает множество памятных билетов. Некоторые из них выходят сериями, объединенными общей тематикой, как «Праздник московского трамвая» или «Крымский мост». Другие — ограниченным тиражом, например «Ночь в метро».

Существуют также ведомственные и служебные проездные, которые выпускают для работников государственных структур, карты дружинника и подарочные варианты с закрытых мероприятий. Особенно интересна отдельная категория билетов, которые обычно не поступают в свободную продажу: их можно увидеть и приобрести внутри сообществ коллекционеров.

Первый клуб с официальным статусом «Наше метро» возник в Москве в 2017 году. Его члены кропотливо собирают не только билеты, но и информацию о метрополитене — все желающие могут прочитать часть этих изысканий на сайте. Совместно с «Народным музеем метрополитена» клуб даже проводит настоящие экспедиции, призванные восстановить недостающие кусочки истории метрополитена.

Например, в 2020 году команда «Нашего метро» отправилась в Карелию, чтобы исследовать месторождения гранита, который используется в оформлении столичной подземки. Все обнаруженные экспонаты, а также старые билеты и другие интересные вещи, связанные с метрополитеном, можно увидеть вживую, доехав до «Выставочной» и поднявшись в «Центр профориентации» на верхнем ярусе станции.

Москва.
Что на этот счет вы думаете?
Ждем ваше мнение в комментариях.
По рекламе пишите в сообщения сообщества.