«Нет смазки, нет движения». «Сухая ложка разбивает рот». Кажется, эти русские пословицы относятся к взяткам? Не совсем

Служить князю — значит служить Богу. Итак, издревле русские были убеждены, что нет силы не от Бога. Вассалы ( на Руси дружина , примерно переводится как «круг друзей») с гордостью служили князю, готовые отдать за него жизнь, а он, в свою очередь, относился к ним, как к своим детям, обеспечивая их пищей, одеждой и жильем. . Одним словом, он дал им все. Кроме денег.

Работа ( работа ) за деньги, в отличие от служения своему хозяину или государю, считалась унизительной, пишет историк Ольга Кошелева. Само слово «работа» в русском языке происходит от слова «раб» и имеет уничижительный оттенок.

Система «кормлений» ( кормление, «кормление») — система обеспечения местной администрации средствами местного населения. Присылаемые из Москвы чиновники жили за счет местного населения, но в то же время были обязаны вести местные суды и выполнять функции правительства — провозглашать государевы указы, принимать решения в случае стихийных бедствий и поддержания общего порядка. Для этого чиновники трижды в год брали у населения хлеб, мясо, сыр, овес, сено для лошадей и прочее.

Иван Грозный заменил «кормления» системой «воеводств» (воеводы, от воевода , воевода — «воевода» по-русски), отчасти потому, что прежние чиновники просто грабили население своими «кормлениями». «Воеводам» и «стрельцам» теперь выплачивались гонорары, но не регулярно и не равными частями. Так что избавиться от наследия податей и «кормлений» было непросто. С XVI века русские государственные учреждения продолжали действовать на основе «почестей» ( почести , почести).

Российские госслужащие работали не покладая рук, почти постоянно. Писатель петровских времен Иван Посошков сравнивал их труд с монашеским послушанием. «[Только] иди домой ночью. Приходи в канцелярию раньше остальных и уходи последним. <…> И жить всегда в кабинете», — писал Посошков в письме молодому госслужащему. И таких чиновников кормили подношениями просителей, тех самых «почестей».

В 16-17 веках это не всегда были деньги. Дорогая рыба, икра, дорогой мед , шкуры редких животных, ценная одежда. Если бы почести были приняты, дело, вероятно, сдвинулось бы с мертвой точки. И, если чиновник отказывался принять честь, это означало провал. В то же время законы не наказывали чиновников за принятие «почестей».

Проблемы возникали только у взяточников – тех, кто брал не только обязательную «честь», но и брал чрезмерную «дань» ( мзда , «мзда» – «плата») просто за выполнение своей работы!

Запрещалось также брать обещанные деньги не только за рассмотрение дела, но и за определенное его решение в пользу взяткодателя – « посулы». Это уже считалось «взяткой», потому что были приемлемы только «почести», а дани и «посулы» — нет.

Образование.
Что на этот счет вы думаете?
Ждем ваше мнение в комментариях.
По рекламе пишите в сообщения сообщества.