К 2030 году смертность на российских дорогах должна снизиться в полтора раза по отношению к уровню 2023 года, а к 2036 году — в два раза. Данные цели закреплены в указе о национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, который после своей пятой инаугурации подписал президент Владимир Путин. Выбор 2023 года за точку отсчёта выглядит не очень удачным. Дело в том, что в прошлом году смертность в ДТП в пересчёте на 100 тыс. населения, по данным Росстата, выросла впервые с 2010 года. В 2023 году показатель в среднем по РФ составил 9,9 погибших на 100 тыс. населения, увеличившись на 2,5% относительно 2022-го. Соответственно, актуальная цель на 2030 год добиться показателя в 6,6 погибших на 100 тыс. населения, к 2036-му — 4,95 погибших на 100 тыс. населения. Предыдущие «майские указы» президента, выпущенные в 2018 году, содержали более радикальную цель. В документе закреплялось стремление к нулевому уровню смертности на дорогах к 2030 году. В то же время правительственная стратегия безопасности дорожного движения, одобренная в январе 2018 году, предполагала к 2024 году сокращение смертности в ДТП до 4 человек на 100 тыс. населения — в 3,5 раза в сравнении с 2017 годом. Однако уже тогда эксперты называли эти планы трудно исполнимыми. Специалисты НИУ ВШЭ отмечали, что ни одной стране ранее не удавалось добиться таких темпов снижения смертности на дорогах. Например, Японии для достижения показателя в 4 погибших на 100 тыс. населения потребовалось 39 лет, Великобритании — 35 лет, Финляндии — 27 лет. Сделать российские дороги безопаснее для всех участников движения можно довольно быстро, замечает исполнительный директор ассоциации «Пошли–поехали» Герман Мойжес. По его словам, для начала достаточно отменить нештрафуемый порог превышения скорости в 20 км/ч, а также ужесточить санкции за нарушение скоростного режима. Также необходимо активнее бороться именно с теми, кто системно пренебрегает правилами. «Скорость в городах нужно снизить хотя бы с 60 до 50 км/ч, это рекомендация Всемирной организации здравоохранения. При 50 км/ч есть шанс выжить в аварии, а уже при 60 км/ч его практически нет. Но также необходимо проводить так называемую “дорожную диету” — уменьшать избыточную ширину дорог, сужать полосы, делать больше искусственных неровностей», — считает Герман Мойжес. Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от приспособленности инфраструктуры, говорит транспортный инженер и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Он также соглашается, что высокая смертность на дорогах наблюдается уже при скорости движения авто от 50 км/ч. Одни только административные меры, по словам эксперта, не приводят к существенному снижению числа жертв ДТП. При этом в России неэффективно работает методика определения опасных участков дорог. «У нас в течение нескольких лет в определённом месте должно погибнуть много народу, и только после этого ГИБДД и чиновники обращают на него внимание. И то чаще всего они ограничиваются снижением скорости на участке, вместо того, чтобы делать улицы безопасными в целом. А локальное снижение скорости создаёт пробку, так как поток в разных точках начинает двигаться с разной скоростью», — отмечает Иван Вергазов. Всего на дорогах Петербурга и Ленобласти за 2023 год, по данным Росстата, погибло 422 человека. Как рассказывал в конце прошлого года старший инспектор 5-го отдела регионального УГИБДД Дмитрий Заставский, за 12 месяцев в Петербурге зарегистрировали более 4 тыс. дорожных аварий, в Ленобласти — свыше 1,8 тыс. ДТП.