В Калининградской области сменился губернатор. Место Антона Алиханова, возглавившего федеральный Минпромторг, занял, пока в качестве врио, выходец из того же министерства — Алексей Беспрозванных. Трудности управления Калининградская область сейчас — очень сложный для управления регион, считает политолог, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. В первую очередь это связано с транспортной блокадой, в которой регион оказался в 2022 году. «Эксклаву приходится выживать, и губернатор практически вручную должен всем этим рулить», — отметил Гращенков. Второй фактор, по его словам, — растущий турпоток. Начавшийся в пандемию ковида бум усилился с международной изоляцией России и падением курса рубля. «Теперь многие предпочитают отдыхать в Калининграде, — пояснил Гращенков. — Соответственно, губернатору тоже приходится практически в ручном режиме расшивать сложные узлы — это нехватка номерного фонда, билетов и так далее». Если смотреть на туризм с этой точки зрения, то более простой ситуация для нового управленца не станет. По оценкам министерства культуры и туризма, с мая по сентябрь регион должны посетить порядка 1,2 млн туристов, это на 5% больше, чем за аналогичный период 2023–го. Спасение «излишеств» Для самой Калининградской области одним из главных плюсов внезапного превращения в туристскую Мекку стало масштабное восстановление памятников архитектуры. Уже в 2020–м областные власти запустили программу льготного кредитования соответствующих инвестпроектов — на срок до 15 лет, под ноль процентов и с возможностью списания половины суммы займа в случае успеха. К середине 2023 года было одобрено 16 заявок на 3,3 млрд рублей — речь в том числе о восстановлении орденских замков, усадеб, промышленных зданий с вековой историей и других объектов. Уже через несколько лет желающих стало, как выразился Антон Алиханов, «угрожающе много», и программу приостановили. «Антону Алиханову удалось создать идеальную атмосферу сохранения исторических ценностей, старинных немецких домов и так далее. Но вот, учитывая нынешнее идеологическое противостояние с Западом, важно, чтобы новый губернатор не остановил эту работу и не попытался всё модернизировать как–то на свой лад и манер», — беспокоится Илья Гращенков. Большая стройка Потянули наверх туристы и строительную отрасль — вместе со льготной ипотекой этот фактор позволил рынку не упасть до критических позиций (в 2023 году ввод жилья просел на 7,7%, а в I квартале 2024–го в сравнении с январём–мартом предыдущего года наблюдался 17%–ный скачок). По оценкам эксперта в сфере недвижимости Евгения Афанасьева, объём строительных работ в Калининградской области за 6–7 лет вырос более чем в полтора раза. «Если говорить об общей доле строительства в ВРП Калининградской области, то она оценивается примерно в 5,5%, но при этом нельзя забывать о его сильнейшем мультипликативном эффекте, — напоминает эксперт. — А в условиях санкций и ограничения доступа к иностранным материалам и оборудованию данный эффект за счёт импортозамещения строительных материалов и оборудования ещё больше усилился». Обратная сторона медали — массовая застройка побережья: это одна из самых больших претензий калининградцев к ушедшему губернатору. В регионе в последние годы было объявлено о нескольких масштабных инвестпроектах, земля под которые выделена бесплатно и без торгов. Среди наиболее громких — строительство курортно–оздоровительного комплекса на променаде в Светлогорске (объём инвестиций — около 7 млрд рублей), возведение жилого района на 10 тыс. человек под Зеленоградском (38 млрд рублей), рекреационно–жилой кластер с гольф–полем в районе Светлогорска (60 млрд рублей); в конце апреля к ним присоединился туристический кластер с аквапарком, который должен появиться у Зеленоградска (77 млрд рублей). Рекордсмен списка — курорт «Белая дюна» под Янтарным (около 400 млрд рублей). Янтарный нюанс Нынешний врио губернатора Алексей Беспрозванных, что характерно, в Минпромторге курировал в том числе янтарную отрасль — и в качестве куратора несколько раз приезжал в регион. Многие годы она была одной из самых болезненных калининградских проблем — региону с самыми большими запасами янтаря в мире (до 90% объёмов) удалось более–менее справиться с нелегальным рынком янтаря лишь с переходом Калининградского янтарного комбината под крыло «Ростеха», случившимся 10 лет назад. «Я думаю, это не совпадение (что Алиханов и Беспрозванных — оба выходцы из Минпромторга). То есть регион по–прежнему остаётся как бы за “Ростехом”. Ключевое предприятие “Ростеха” в Калининградской области — это Янтарный комбинат, вот поэтому определённая преемственность обеспечивается», — убеждён Илья Гращенков. Промышленное проседание Если же брать региональную промышленность в целом, похвастаться управленческой команде Алиханова тут особенно нечем. Индекс промпроизводства в регионе падает несколько лет подряд, по итогам 2023 года он просел на 5,3% на фоне общероссийского роста. Снижение, в частности, показали обрабатывающие производства, и тут велик вклад «Автотора» (–57,3% к году), который раньше был одним из двух главных драйверов региональной экономики наряду с ГК «Содружество». Завод, собиравший автомобили марок BMW, KIA и Hyundai, после ухода западных автопроизводителей с российского рынка начал отвёрточную сборку китайских авто. Хотя и на эти цифры соратники уходящего губернатора смотрят с некоторым оптимизмом. Зависимость экономики от двух главных игроков была её изначальной слабостью, уверен сенатор Совфеда от Калининградской области Александр Шендерюк–Жидков. И изменение её структуры изначально было для Антона Алиханова одной из главных задач. «На мой взгляд, он с этой задачей справился. Важным решением было создание специального административного района (САР “Остров Октябрьский”). Даже сегодня, если мы посмотрим на бюджет, доходы от САР формируют довольно существенную часть поступлений. И я уверен абсолютно, что САР и в дальнейшем будет перестраивать структурно калининградскую экономику и играть всё большую и большую роль в ней», — добавил сенатор. Ещё одним несомненным успехом на пути перестройки региональной экономики Шендерюк–Жидков считает инвестиционное развитие. Сейчас у инвестпарков «Храброво» и «Черняховск» восемь резидентов на двоих. К слову, создание индустриальных парков — ещё одна сфера, которой Алексей Беспрозванных занимался в федеральном Минпромторге. Как он отмечал в интервью «Коммерсанту» в 2023 году, в условиях санкционного давления они «способствуют быстрому и эффективному импортозамещению и являются существенным элементом в системе государственной поддержки промышленности». Блокада Впрочем, в наследство от Алиханова Алексею Беспрозванных достанутся не только «плюшки» (в случае его избрания губернатором, разумеется). Самое узкое место в оторванном от остальной части России регионе сейчас связано с логистикой: калининградцы характеризуют ситуацию ёмким словом «блокада». Проблема доставки грузов в Калининградскую область полностью не решена (и в итоге в местной торговле периодически пропадают то овсянка, то цемент, то трубы), а меры запаздывают: субсидировать морские перевозки начали спустя полгода после объявления санкций, а два обещанных новых парома должны быть построены только в 2029 году. «Главный вызов и главная проблема нашего уникального региона — логистика. Недобрые соседи делают всё возможное, чтобы перекрыть сухопутный путь в Калининградскую область, вводя всё новые ограничения и требования. Думаю, у нас пока нет иного пути, кроме развития каботажных перевозок. Но это дорого и требует государственного субсидирования, требует модернизации портовых мощностей, возможно, постановки на маршрут дополнительных судов», — рассуждает глава Калининградской торгово–промышленной палаты Феликс Лапин. К чему всё это приводит, хорошо иллюстрирует ситуация в строительстве, отмечает Евгений Афанасьев. Среди основных факторов «торможения» для отрасли — низкий ассортимент материалов и оборудования на местном рынке, а также «высокая стоимость материалов, конструкций, изделий ввиду ограниченного и сложного логистического потока». «Бережно» к элитам Калининградская область — регион, где традиционно складываются довольно сложные отношения между властью и местными элитами, продолжает Илья Гращенков. «Элиты в Калининграде достаточно публичные, влиятельные и могут доставлять определённые неудобства. Поэтому губернатору приходится быть ещё и арбитром. И если Алиханову это удавалось, то его предшественникам не всегда. Конфликты были», — отмечает политолог. Об этой особенности региона говорит и сенатор Шендерюк–Жидков. «Мне кажется, главной задачей нового губернатора будет бережное отношение к калининградскому бизнесу и к самим калининградцам. Я тоже калининградец, и я понимаю этот настрой наших людей. Они требуют к себе бережного отношения. И то, что губернатором стал молодой, активный и открытый человек, — на самом деле гарантия того, что общество будет услышано и его устремления будут поддержаны», — заключает он. Непростое наследство Ещё одной серьёзной претензией калининградцев к уходящей управленческой команде являются многочисленные «недострои»: ряд масштабных проектов, завершение которых годами откладывается по тем или иным причинам. Среди наиболее заметных — строительство нового корпуса Музея Мирового океана (его должны были ввести ещё в 2018–м), онкоцентр («вот–вот достроят» уже более 10 лет), глубоководный порт в Пионерском (строительство должно было завершиться в 2019 году), газопровод в Балтийск (стройка началась ещё в 2011 году) и некоторые другие. Каждый из этих проектов Антон Алиханов «держал на личном контроле», но покинул регион, когда стройки ещё не были завершены. Что не добавляет калининградцам доверия к обещаниям властей и новой губернаторской команде. Досье: Население Калининградской области по состоянию на 01.04.2024 составляет 1,03 млн человек. Индекс промышленного производства в I квартале 2024 года относительно аналогичного периода 2023–го вырос на 7,9 %. Валовый региональный продукт (ВРП) в 2022 году составил 738 млрд рублей (для сравнения: в Петербурге — 11,2 трлн рублей), при расчёте в постоянных ценах индекс физического объёма ВРП снизился по сравнению с 2021–м на 4,5 %. Доля ВРП Калининградской области в ВРП всех субъектов РФ — 0,5 % (у Петербурга — 7,8 %). Источники: Калининградстат, Петростат.