Петербургские айтишники жалуются, что компании не способствуют их профессиональному росту. Работодатели с этим не согласны. По данным ITQuick и исследовательской платформы «Кукушка», 64% middle и senior IT–специалистов Петербурга считают, что основной фактор, препятствующий профессиональному росту в их компаниях, — отсутствие интереса руководства. Другие барьеры для профессионального развития — отсутствие доступа к площадкам для обмена опытом (об этом говорят 45% респондентов), предвзятость со стороны руководства (36%), высокая конкуренция среди сотрудников (25%) и проблемы в менеджменте компании (10%). Игроки рынка, с которыми пообщался «ДП», с этими претензиями не очень согласны. «Могу предположить, что в действительности IT–специалисты констатируют не отсутствие заинтересованности руководства в их профессиональном росте, а отсутствие желания “вырастить сотрудника для конкурентов”. Повышение квалификации сотрудника — это затраты. Но в условиях перегретости рынка эти вложения могут не окупиться: специалисты стремятся повысить свою зарплатную планку и меняют место работы достаточно часто. На мой взгляд, это тупиковый путь. Надо мотивировать людей интересной, творческой работой и достойными условиями труда, а не ограничивать их развитие. Бойтесь не того, что они выучатся и уйдут, а того, что не выучатся и останутся», — рассуждает генеральный директор АО «ИВК» Григорий Сизоненко. По словам директора по персоналу компании «Гарда Технологии» Натальи Яговкиной, повышение квалификации инженеров и постоянное развитие их навыков не просто привилегия, а потребность бизнеса в условиях нехватки кадров. Однако мера требует системного подхода. «Часто специалисты сами не до конца понимают, что им хотелось бы поменять. Кто–то просто любит свое дело. Кто–то выгорает — от этого никто не застрахован. Первым необходимо не мешать. Во втором случае может помочь карьерная консультация или корпоративный психолог», — объясняет эксперт. Отдельная проблема — грамотное построение процессов развития IT–специалистов, считает CEO и управляющий партнёр ITech Евгения Круглова. Нужно формировать программы курсов, фиксировать ответственных и вести базу знаний, к которой можно обращаться. Внешнее обучение также должно быть встроено в этот процесс. «Обучение будет эффективно, если оно учитывает запросы сотрудников. Например, многие разработчики на уровне senior и тимлиды готовы улучшать свои софт–скиллы. Удовлетворение этих потребностей повышает общий скилл сотрудников и их удовлетворённость обучением. Такие потребности можно выявлять через индивидуальные планы развития сотрудников. Их наличие у сотрудников будет важным кирпичом в процесс построения эффективной системы обучения», — резюмирует Евгения Круглова.