Рынок деловых мероприятий (встреч, конференций, выставок и поощрительных поездок, MICE) в России продолжает расти. По оценкам Союза агентств делового туризма, по итогам 2023 года объём этого рынка вырос на 30%, до 827 млрд рублей. Ожидается, что по итогам 2024-го показатель достигнет 1 трлн рублей. Центрами делового туризма в России можно назвать все города-миллионники и крупные туристические города, для которых бизнес-туристы открывают новые возможности, в том числе за счёт увеличения загрузки в низкий сезон. Новые тренды Ключевые характеристики востребованных направлений — удобная логистика, развитая отельная инфраструктура, включая площадки всех форматов для проведения конференций, наличие развлекательных объектов и возможностей для разнопланового отдыха. Последнее не менее важно, чем наличие конференц-залов с передовым оборудованием, поскольку бизнес-туристы в последние годы всё чаще ориентированы совмещать в поездках работу и отдых. Существует даже специальное определение для такого направления — bleisure, комбинация английского business («дело») и leisure («отдых»). Главным центром MICE в России ожидаемо является Москва. По итогам 2023 года столицу посетили 4,2 млн туристов, это почти на 30% больше, чем в 2022-м. Вторая популярная MICE-дестинация — Петербург, принявший в 2023 году 1,2 млн бизнес-туристов (рост год к году — 24%). Востребовано в контексте деловых мероприятий и южное направление. После закрытия аэропортов на юге России аэропорт Сочи стал настоящим крупным хабом, который принимает самолёты со всей страны. Улучшение транспортной доступности напрямую повлияло на популярность Сочи и ближайших населённых пунктов в глазах организаторов мероприятий всех уровней. Местные участники рынка говорят, что здесь можно найти событие для любой отрасли экономики и туристов из любого города России (а также из Китая, Индии и стран Ближнего Востока). Большая популярность южного региона объясняется также наличием всей необходимой гостиничной инфраструктуры, которая со времён Олимпиады постоянно прирастает новым номерным фондом. Не стоит преуменьшать также значение климатического и природного факторов. Сочетание гор и моря в одной локации и мягкий климат позволяют привлекать сюда бизнес-события со всей страны круглый год. Понятие межсезонья здесь уже практически отсутствует. Но весной и осенью загрузка в отелях и на конференц-площадках чуть меньше, что заметно по более привлекательным по сравнению с летом и зимой тарифам. Событийная вариативность Основные бизнес-трэвел направления на юге — Сочи, Сириус, Адлер и Красная Поляна. Наибольший рост показывают сегодня направления, возможности которых по размещению и организации рабочих процессов и отдыха для туристов ещё не исчерпаны. Так, на Курорте Красная Поляна за первый квартал 2024 года приняли 172 MICE—группы, что на 20% больше, чем показатели аналогичного периода прошлого года. «Красная Поляна — одна из альтернатив MICE—площадкам, расположенным в городской черте. Развитая современная инфраструктура, подходящая для любых деловых мероприятий, сочетается с уникальной заповедной природой, живописными локациями, чистым горным воздухом и широким спектром выбора активностей для неформальной программы», — рассказывает директор по продажам Курорта Красная Поляна Анастасия Молочкова. Сегодня Курорт Красная Поляна единовременно может разместить 6500 гостей, для которых доступны девять отелей уровня четыре и пять звёзд и комплекс апартаментов. Для проведения мероприятий здесь есть 30 современных и полностью оборудованных конференц-залов. Общая площадь открытых площадок для проведения различных мероприятий составляет 5000 м2, крытых — 3100 м2. Они могут быть задействованы как под несколько параллельных событий, так и под крупные фестивали. «Инфраструктура курорта позволяет забронировать всю территорию уровня Поляна 960 только для участников мероприятия. Таким образом, в распоряжении гостей будет семь отелей, все прилегающие к ним улицы, рестораны, а также площадки для выступлений спикеров и артистов», — поясняет Анастасия Молочкова. Например, вот уже несколько лет именно такой формат выбирают организаторы Музыкального образовательного форума Леонида Агутина, который собирает порядка 3000 участников ежегодно. В распоряжении гостей — 30 км горнолыжных трасс или же 40 км пеших троп (в зависимости от выбранного сезона), спортивные площадки, мини–стадион, семь бассейнов, включая открытые, горные бани, шесть спа-комплексов и многочисленные рестораны. Несмотря на большую популярность Красная Поляна постоянно развивается. Так, в конце февраля этого года был представлен проект создания здесь туристического кластера вместимостью около 22,5 тыс. гостиничных номеров. При этом Генеральным планом предусмотрено развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с возрастающими нагрузками. По прогнозам экспертов, российский рынок MICE продолжит расти на фоне высокой экономической активности в стране и стремительной скорости развития новых компаний, отраслей промышленности и отдельных географических направлений. Это создаёт предпосылки для обмена опытом, общения и встреч, которые в благоприятных экономических условиях всё чаще проводятся на высоком уровне, что даёт возможности для работы всем участникам рынка. Ожидается, что в географию MICE-туризма сейчас будут вовлекаться новые направления из числа небольших городов, где пока ещё нет условий для приёма деловых групп и мероприятий. Причём это будет происходить не за счёт сокращения потока туристов в других дестинациях — статистика показывает, что растущих объёмов бизнес-туризма с лихвой хватит на все удобные и современные площадки. Безусловно, закрытые границы — ещё одна причина роста объёмов российского рынка. Однако ожидается, что, когда ситуация изменится, это не приведёт к оттоку российских бизнес-туристов на зарубежные направления, а, наоборот, привлечёт зарубежных партнёров посещать деловые мероприятия в России.