История и благополучие человечества в последние века и до недавнего времени строились на эксплуатации природных ресурсов и переселении в мегаполисы. Заглядывая в будущее, хомо сапиенс мечтал о городах, в которых будет комфортно всем, светло и чисто. В середине ХХ века Уолт Дисней купил огромную болотистую площадку во Флориде, чтобы построить идеальный город EPCOT (Experimental Prototype Community of Tomorrow — Экспериментальный прототип сообщества будущего). В этом городе, укрытом всепогодным куполом, с пешеходными зонами и монорельсом по всей территории, с транспортом под землёй, он хотел поселить 20 тыс. человек. После смерти Диснея в 1966 году компания Walt Disney решила отказаться от проекта, а в 1971–м на этом месте открылся Диснейленд. Потребности и возможности «Главная потребность человека в обозримом будущем, которая будет постоянно расти, — потребность в самореализации, в организации гармоничной жизни, — полагает директор по развитию городской среды “Дом.РФ” Антон Финогено­в. — Её удовлетворение будет выражаться и в архитектурно–планировочных решениях в масштабе дома, и в градостроительных планах». Переориентируется архитектура — человеку нет смысла переплачивать за бесполезные метры, но при этом нужны квартиры, обеспечивающие приватность и наличие собственного пространства у каждого члена семьи. Изменятся пользовательские сценарии, непрофильные для квартиры функции вынесут в сервисные зоны зданий. Колясочные, зоны хранения сезонных вещей, приёма курьеров и взаимодействия с онлайн–торговлей, коворкинги, помывочные для собак и т. п. организовываются в отдельных помещениях, в которые можно пройти, “не снимая тапочек”». Какая судьба ждёт торговые и бизнес–центры Мир идёт к тому, чтобы стирать грани между пространствами, в которых существует человек: рабочее, семейное, досуговое. В пандемийные времена мы оценили возможность работать в любом месте, не теряя в качестве и выигрывая в комфорте, проводя конференции и совещания онлайн. Традиционный формат офисов меняется уже сейчас, следуя за развитием технологий и в соответствии с соображениями экономии ресурсов. Деловая функция будет развиваться в локациях концентрации населения: в том числе и за счёт развития рынка аренды индивидуального рабочего пространства по образу нынешних коворкингов. Очевидно, что недолго осталось ждать предложений индивидуального «мобильного офиса», обустроенного под конкретного клиента: с изменяемой геометрией пространства, температурой, освещением, оборудованием для фиксации тела в удобном положении. Пока же в существующих офисных центрах следует ожидать более гибкой офисной нарезки, развития логики коворкинга с оперативным изменением при необходимости площади офиса. Многие бизнесы уже сегодня работают в проектном формате, с «пульсирующей» командой, когда присутствие всех её членов не обязательно, а мозговые штурмы происходят не в конференц–зале, а стоя у экрана, в формате standup–meetings. Те, кто научится соответствовать гибкости бизнеса в рамках своих услуг, при этом не предлагая минимальный набор столов и пространства, сохранят позиции. Город неизбежно будет и дальше расширять сервисные услуги, приспосабливаясь к новым реалиям, что было ярко продемонстрировано в последние годы. Бизнес будет выступать драйвером. За потребностями населения будут трансформироваться и офисные, и торговые центры. Значительная часть торговли в наши дни ушла в фронт–офисы, с реактивной скоростью развивается онлайн–доставка. Торговые центры ждёт превращение в общественно–культурные центры. Здесь будет много социальной сферы, государственные сервисы, дополнительное образование, медицина, индустрия красоты, гастрономия, детство, спорт, разнообразный досуг. Торговая функция сведётся к розничной составляющей. Комфорт и безопасность В современных городах, как и в поселениях будущего, безусловно, на первый план выходят вопросы безопасности. «Миграция в мегаполисы будет продолжаться, в том числе и за счёт людей с отличным от коренного населения укладом жизни и ценностями. Это неизбежно, поскольку, невзирая на технический прогресс и научные открытия, остаётся дефицит рабочей силы. Пример той же онлайн–торговли показал, что она создаёт больше рабочих мест, чем высвобождается в стационарных магазинах. Возникают проблемы, связанные с проживанием в городе разных культур», — уверен Антон Финогенов. Будут, очевидно, тотальный контроль в общественных местах с идентификацией личности, более охраняемые приватные зоны, но системы охраны должны развиваться повсеместно, пока остаются террористическая угроза и проблема насилия над личностью в разных формах. Особое внимание уделят транспорту. Не в последнюю очередь потому, что любая проверка снижает уровень комфорта поездки. Значит, придётся строить хабы, оборудованные соответствующим образом, либо организовывать проверки «на ходу», используя достижения науки и техники. Экология нового города В России уже есть города, существование которых подчинено принципам охраны окружающей среды и эффективности. У всех на слуху Иннополис в Татарстане и московское Сколково. Возврат долгов природе необходим и возможен, но пока мечты о городах с идеальной экологией остаются только мечтами и проектами на бумаге. Показательным в этом плане можно считать пример из опыта Китая, у которого самые радужные мечты и амбициозные планы. Ещё к выставке «World Expo — 2010» в Шанхае на острове Чунмин в устье реки Янцзы наши соседи намеревались представить экологический город здорового будущего Донгтан («Восточный берег»). Arup, разработчик проекта, позиционировал его как рай без перенаселённости, вредных выхлопов и пробок. В качестве источника энергии использовали бы ветер и солнце, в качестве транспорта — только электрокары. Свалки в городе не будет, потому что не будет отходов. 100% продуктов остатков жизнедеятельности (в том числе сточных вод) будут использоваться в качестве источника энергии, для орошения и удобрения в земледельческих хозяйствах. На первом этапе в Донгтане планировалось 20 тыс., а затем 500 тыс. жителей. По замыслу авторов идеи, кто–то из них будет работать в Шанхае — на другом берегу Янцзы, но большинство жителей найдёт занятие на острове. Завершение строительства «земного рая» по–китайски ожидалось в 2050 году, на острове возвели даже десяток ветровых турбин, но проект был отложен «на неопределённый срок» из–за проблем с финансированием и коррупционных скандалов. Пешком в будущее Развитой пешеходной и велосипедной инфраструктурой сейчас не может похвастать ни один из российских мегаполисов. Но город будущего независимо от погодных условий должен обеспечить человеку возможность добраться «из пункта А в пункт Б» на своих двоих или на велосипеде. Сегодня его на этом пути непременно встречает непреодолимая преграда в виде моста или развязки. Впрочем, в современных жилых комплексах адаптация и эволюция в этом плане уже заметны. Их жители могут передвигаться из дома в магазин, детский сад или сервисную службу, не пересекаясь с автомобильным движением. Занятия спортом должны передвинуться из специализированных точек ближе к месту проживания человека. Сегодня добрая половина людей, покупающих абонементы в спортивные центры, не использует их. Город будет давать стимул больше ходить пешком или заниматься спортом на открытом воздухе, а девелопер обеспечит помещение для спорта и фитнеса непосредственно в жилом комплексе. Будущее города зависит от его экономики. Центры коммуникации и экономической активности будут развиваться и притягивать к себе людей. Однако не стоит беспокоиться и за судьбу не таких больших городов. В Тамбове, например, есть серьёзный IT–бизнес. Снять инфраструктурные ограничения: аэропорт, автодороги — и уровень жизни и доступа к благам цивилизации сравняется с мегаполисами. Серьёзным преимуществом таких локаций можно считать экологию и обеспечение безопасности, которые помогут решить ключевую для любого бизнеса проблему дефицита кадров. Останутся и врачи, и учителя, и повара. На обеспечение победы в вечной конкуренции за человеческий капитал за счёт улучшения жизни нацелено любое городское планирование, любая урбанистика.