В течение месяца внимание любителей футбола приковано к Германии. Там с 14 июня по 14 июля будут выявлять нового короля Европы. Финальный турнир сильнейших сборных Старого Света второй раз в истории пройдёт без участия России. В 2000–м наша команда не пробилась в основной турнир по спортивному принципу. Правда, и большими успехами ранее похвастаться не могли — из шести попыток взойти на пьедестал пять завершались уже в групповом турнире. Но на этот раз даже шанса проявить себя российские футболисты не получили — в 2022 году их отстранили от всех международных соревнований. За кого болеть на чемпионате Европы «Напрямую» болеть отечественным любителям спорта не за кого. Но на Евро поехали представители РПЛ. Наш чемпионат представят в Германии четыре игрока — двое в сборной Албании (Марио Митай из московского «Локомотива» и Мирлинд Даку из казанского «Рубина»), один — Словении (Ванья Дркушич из «Сочи») и ещё один — Сербии (Срджан Бабич из московского «Спартака»). Это больше, чем на чемпионате мира — 2022 в Катаре. Тогда в страну шейхов отправились всего два футболиста Российской премьер–лиги. А вот шестикратный чемпион страны «Зенит» в Германию никого делегировать не смог, хотя в составе петербургского клуба выступают два европейца — серб Страхиня Эракович и француз Вильсон Изидор. Похоже, разговоры о звёздности игроков петербургского клуба не подтверждаются реальными достижениями. Ведь на проходящем в те же сроки Кубке Америки (аналоге чемпионата Европы для Южной Америки) тоже никто из многочисленного зенитовского «легиона» не представлен, хотя там сыграют 10 представителей РПЛ. Да и в сборную России на последние товарищеские матчи привлекался только один футболист сине–бело–голубых. Если же абстрагироваться от клубных пристрастий, то вполне объяснимо, что лидером по зрительским симпатиям в России во время чемпионата Европы будет сборная Сербии. По предварительным опросам, почти треть россиян будут болеть за «братушек» (28,2%). Кстати, в турнире сыграют и две команды, представляющие бывший СССР, — Украина и Грузия (впервые в истории). Свои предпочтения гордой кавказской республике отдают ещё около 10% болельщиков нашей страны. Тем более что за них выступает один из самых техничных игроков современности — Хвича Кварацхелия, выступавший недавно в России. Если же исходить из футбольных приоритетов, то самой большой популярностью у нас пользуются фавориты турнира — англичане, французы, испанцы, итальянцы и португальцы. 99 рублей — за весь турнир Впрочем, пока интерес к чемпионату в России в целом и в Петербурге в частности умеренный. И тут причина не только в отсутствии на немецкой земле нашей сборной. До конца мая не было ясно, можно ли будет вообще посмотреть чемпионат по общедоступным каналам. Причём с санкциями это никак не связано. Всё упиралось в конфликты между несколькими заинтересованными сторонами, которые долго не могли разобраться, кто кому и сколько должен денег. Запутанный клубок связан с тем, что сперва компания «Телеспорт Груп» приобрела права на крупные спортивные турниры (чемпионаты мира и Европы по футболу, Олимпийские игры) на территории России, а затем перепродала их телеканалам или различным сервисам — с кем удалось договориться. Кстати, официально ни «Телеспорт», ни УЕФА не раскрывают условий контрактов, но некоторые подробности сделок всё–таки стали известны. За права приобрести предыдущее Евро, которое из–за ковида прошло в 2021 году, компания заплатила УЕФА 25 млн евро. Четырьмя годами ранее сумма была чуть больше — 30 млн. Причём с распределением прав внутри страны в те времена проблем не возникало: оба раза их перепродавали телеканалам — это Первый, «Россия–1» и «Матч ТВ». На этот раз трансляции поделили между собой общедоступный «Матч ТВ» и платный Okko. То есть впервые в истории болельщикам за отдельные матчи придётся заплатить. Впрочем, цены доступные. Две недели подписки на пакет «Прайм», где можно увидеть и поединки Евро, обойдутся в 1 рубль, потом за месяц придётся заплатить 99. Но всё–таки большинство ключевых игр (34) покажет федеральный «Матч», включая матч открытия и финал. Кроме того, в пуле канала все встречи хозяев, Англии, Португалии, Франции и Италии на групповом этапе турнира и полностью 1 / 8 финала. Okko эксклюзивно досталось 14 из 36 встреч предварительного раунда, в том числе все игры с участием сборной Украины, одна — Грузии и две — Сербии. Матчей с участием соперников топ–уровня у Okko не так много: по два — голландцев, бельгийцев, а также один — испанцев. Кроме того, стриминг покажет два четвертьфинала и один полуфинал. Причём, как показывает практика, участие или неучастие национальной сборной неспособно повлиять на общую картину интереса к турниру. Он в любом случае будет выше, чем к внутренним соревнованиям — чемпионату РПЛ по футболу или КХЛ по хоккею. Тем более что и внутренние первенства футболистов и хоккеистов сейчас на паузе. А тут короткие сроки, большое количество узнаваемых лиц (матчи с участием Криштиану Роналду готовы смотреть даже женщины) и топ–уровень исполнительского мастерства. Всё это в сумме привлекает и рекламодателей. Кто заработает на футбольном турнире Рекламные контракты помогают телеканалам окупать приобретение прав на крупные турниры. Согласно данным портала Playmedia, реклама на «Матч ТВ» в обычное время стоит 450 тыс. рублей в прайм–тайм. Но когда проводятся Евро, чемпионаты мира или Олимпиады, расценки взлетают почти до небес. Во время Евро–2020 и чемпионата мира — 2022, по данным «ДП», они были выше в 15 с лишним раз и составляли 7,5 млн за минуту. Сейчас, с учётом инфляции, цифры увеличатся. Изменились и направления рекламных потоков. Раньше более 40% приходилось на долю международных глобальных компаний — таких как «Фольксваген» или «Кока–Кола». Теперь пенку снимают отечественные производители. Почти половину средств на рекламу выделяют две крупнейшие букмекерские конторы — «Фонбет» и Winline. Около 40% занимают российские компании. И небольшой остаток приходится на представителей иностранного бизнеса (китайские автомобильные бренды, «Боржоми Груп» и т. д.). Кстати, именно букмекеры — главные бенефициары от предстоящего Евро. У них число желающих, готовых всё заработать или всё потерять, во время Евро, как и во время других крупных футбольных турниров, увеличивается кратно. Причины понятны. Смотреть звёздные матчи намного интереснее, если ещё есть надежда на этом обогатиться. А результаты сборных легче прогнозируются (как многим кажется). Ну и акулы игорного бизнеса под этот турнир заманивают народ дополнительными бонусами, обещающими увеличить выигрыш счастливчика. Также обычно на таких крупных футбольных фестивалях хорошую прибыль делают бары, готовящие специальные программы для болельщиков. Тех, кто предпочитает смотреть топовые игры в компании единомышленников и с бокалом пива в руке. Впрочем, в Петербурге привычный механизм пока ещё не закрутился, благо туристов в сезон белых ночей и так хватает. За несколько дней до старта Евро только два заведения в Северной столице отрапортовали о готовности ввести спецпрограмму под «бои в Германии». Скорее всего, ситуация раскачается, как это было во время чемпионата в Катаре, к началу плей–офф, когда уже начнутся действительно серьёзные матчи.