Медицинские туристы из стран арабского мира требуют к себе особого отношения. В связи с этим в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) при Минздраве РФ стартовал специальный курс лекций для медицинских работников и сотрудников сферы здравоохранения — «Этические и культурные особенности пациентов восточных (арабо–мусульманских) стран». Такие же, как все По данным Санкт–Петербургского агентства медицинского туризма, в настоящее время акцент в развитии въездного медицинского туризма всё больше смещается с европейских государств на страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и Африки. Пока в Россию на лечение преимущественно приезжают пациенты из стран бывшего Советского Союза — таких как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Азербайджан. Однако в последнее время заметно увеличился поток медицинских туристов из Ирана, и не исключено, что относительно недорогие и качественные услуги российских медиков со временем привлекут пациентов и из других стран арабского мира. В любом случае, по словам Ольги Павловой, заведующей кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ, для врачей важно понимание особенностей работы с пациентами из разных культур. «Отношение к здоровью и болезни, лечению и исцелению имеет свою культурную специфику, — поясняет эксперт. — Нормы взаимодействия с пациентами разного пола, понимание особенностей тактильного и зрительного контактов, пищевые и другие ограничения — всё это важно, так как может влиять на ход лечения». В связи с этим, по словам Марины Гацу, заместителя директора по организационно–клинической работе санкт–петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова, медработники, мотивированные на приём и лечение платных пациентов, должны быть заинтересованы в получении подобных компетенций. Впрочем, как добавляет врач, каких–то характерных особенностей в поведении у пациентов мусульманского вероисповедания она не замечала. «Они такие же пациенты, как и все, очень доверяют российским врачам, — считает Марина Гацу. — Трудности могут быть только в языковом барьере». Денис Агапов, главный врач клиники эстетической медицины DEGA, подтверждает, что пациенты, исповедующие ислам, ничем не отличаются от других пациентов. «Когда я интересуюсь, нуждаются ли они в каком–то особенном отношении, то получаю отрицательный ответ, — рассказывает Денис Агапов. — Конечно, те, кто приезжает к нам для того, чтобы сделать пластическую операцию, — это люди достаточно светские и менее религиозные. Максимум, который можно от них ожидать, это какие–то отличия по еде. Но об этом они предупреждают заранее, заполняя соответствующие пункты в анкетах. В таком случае мы просто заказываем ту еду, которую они предпочитают». Олесь Тихонов, заведующий отделением травматологии–ортопедии сети медицинских центров MedSwiss, также не делит пациентов по вероисповеданию. «В моей практике каких–то особенных моментов с пациентами–мусульманами из Центральной Азии не возникало. Они не требуют особенного отношения — нормально относятся к противоположному полу врача и не требуют перерыва на намаз», — рассказывает врач. Сложный арабский мир Однако, по словам Олеся Тихонова, значительно сложнее дело обстоит с пациентами из арабского мира. «Нельзя сказать, что их сейчас много, но они есть, и здесь всё не так просто, — признаёт врач. — Например, они требуют, чтобы врач был одного с пациентом пола. Если же это невозможно, то может быть найден компромисс в виде присутствия супруга во время осмотра женщины». Олесь Тихонов также рассказал, что пациенты, приезжающие в Россию из стран арабского мира, часто задают вопросы относительно содержания спирта в лекарствах или даже компонентов переработки свиньи. Такие препараты действительно существуют. В частности, средство для лечения неврологических расстройств «Церебролизин» получают с помощью ферментного расщепления очищенных белков мозгового вещества свиньи. Кроме того, плазму крови свиней используют при получении некоторых видов интерферона. «Некоторые мусульманские пациенты действительно могут отказываться от лекарств, содержащих нехаляльные (запрещённые у них для употребления) вещества и ингредиенты», — подтверждает Ольга Павлова. В связи с этим уже с 2009 года в России принята система «Халяль», определяющая не только пищевую продукцию, но и лекарства на соответствие канонам ислама. В частности, в этом году фармацевтическая компания «Герофарм» анонсировала выпуск первых инсулинов, которые получили сертификат, подтверждающий соответствие стандартам халяля. Кроме того, как рассказала Юлия Семёнова, основатель и главный врач Центра челюстно–лицевой и дентальной имплантологии I. R. I. S., специально для пациентов из мусульманских стран учёными был разработан биоматериал для замещения костных дефектов на основе конского коллагена, который используется в протоколах оперативных вмешательств по восстановлению утраченной костной ткани челюстей. «Обычно подобные материалы производят из костей крупного рогатого скота, но мы старались учесть религиозные особенности пациентов арабо–мусульманских стран», — комментирует Юлия Семёнова. Мнения разделились По мнению Юлии Семёновой, знание базовых принципов мусульманской этики позволит увеличить доступность медицинской помощи на основе высоких технологий для граждан из стран Востока. «Это повысит привлекательность медицинских услуг, что в значительной степени поспособствует развитию отечественных программ медицинского туризма», — убеждена Юлия Семёнова. Однако Ольга Павлова считает, что только изучения этических и культурных особенностей пациентов арабо–мусульманских стран может быть недостаточно. «Помимо знаний необходимо формировать мотивацию и поведенческие навыки. Всё это можно сделать в ходе тренингов по межкультурной компетентности, в которых происходит отработка конкретных навыков взаимодействия», — полагает эксперт. Между тем большинство опрошенных «ДП» экспертов вообще не ощущают серьёзной необходимости в специальном курсе для медработников, сталкивающихся в своей работе с пациентами из стран Востока. «На данный момент я не вижу больших затруднений в работе с пациентами, жёстко придерживающимися религиозных правил, — говорит Олесь Тихонов. — Всё–таки они понимают, что обращаются за медицинской помощью в светское общественное учреждение, и готовы идти на уступки. Если человеку нужна 100%–ная халяльная медицина, то он, как правило, обращается в специализированные клиники». Денис Агапов также считает, что предложенные РМАНПО компетенции вряд ли в значительной степени помогут улучшить взаимодействие российских врачей с пациентами–мусульманами и уж тем более способны увеличить поток медицинских туристов из восточных стран. На этот фактор скорее повлияет доступность и качество медицинских услуг, оказываемых российскими медиками.