Москвичи заявили о запуске первого в России беспилотного трамвая, который уже 2 года как ездит в Петербурге. В конце мая столичные власти сообщили, что первый в России беспилотный трамвай выехал на улицы Москвы. Именно под таким заголовком вышла публикация московского департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры. Мэр города Сергей Собянин в своём telegram–канале сделал акцент на открытии Центра развития электротранспорта и беспилотных технологий, однако также отметил первенство столицы. Пока речь идёт о первом этапе беспилотного трамвая, когда им управляет водитель, но при этом есть система дублирования его действий. «Сначала новый транспорт будет курсировать на улицах столицы без пассажиров. На следующем этапе, до конца 2024 года, в тестовом режиме трамвай начнёт полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. На третьем, финальном этапе, до конца 2025 года, планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами», — пояснял руководитель Дептранса Москвы Максим Ликсутов. Петербуржцам странно слышать о первенстве Москвы в вопросах беспилотных систем на городских трамваях. Ведь здесь СПб ГУП «Горэлектротранс» (ГЭТ) с 2022 года эксплуатирует на линии серийные трамваи с элементами искусственного интеллекта — системой активной помощи водителю. Это и есть те самые беспилотные технологии, давшие трамваю приписку «умный». Во всех новых трамваях, прибывающих в Петербург, согласно ТЗ, установлен комплекс активной помощи водителю от российского разработчика искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot (дочернее предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies). Он включает в себя систему активной безопасности и систему контроля бодрствования водителя. В совокупности они не только следят за водителем, но и могут вмешаться в его действия. Например, затормозить, если этого не делает сам водитель. Разумеется, система при этом должна быть включена. Почти 2 года назад в каком–то смысле на себе её испытал губернатор Петербурга Александр Беглов: он находился в кабине трамвая, когда на рельсы, в рамках презентации нового подвижного состава, вышел один из разработчиков программного обеспечения. Водитель не тормозил, за него это сделала система. Сегодня таких трамваев в Петербурге более 200 штук. Спустя почти год в рамках научно–технического совета, проводимого Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), питерский ГЭТ уже делился полученным опытом. Как писал «ДП», тема беспилотных технологий, которая многим ещё может казаться утопией, заинтересовала немалое число ГЭТ страны и всех ключевых производителей общественного электротранспорта. Были и представители ГУП «Московский метрополитен» (является членом МАП ГЭТ. — Ред.), которое с 2021 года управляет московскими трамваями и теперь делает их беспилотными. Чем отличаются московский и петербургский подходы к автоматизации При этом Москва пошла своим путём. Их программное обеспечение создают специалисты метро, без привлечения сторонних компаний. Однако петербургский трамвай всё это тоже умеет. Ему ещё не дали полную свободу, но он уже работает на линии с пассажирами. Точность позиционирования петербургских трамваев составляет и вовсе 1–2 см. А весной 2023 года петербургский «Горэлектротранс» также продемонстрировал систему автоматического управления стрелочными переводами, благодаря которой можно использовать авторасстановку трамваев в парке. Первенцем, где планируется полномасштабно внедрить систему авторасстановки, станет трамвайный парк № 7 после завершения его реконструкции в 2024 году. Пожалуй, единственное технологическое отличие столичного беспилотного трамвая от петербургского — наличие лидаров (light detection and ranging — обнаружение и определение дальности с помощью света). Как ранее писал «ДП», есть две причины, почему на петербургских трамваях нет лидаров. Первая — они достаточно дорогие, некоторые экземпляры могут стоить десятки тысяч долларов, а таких на трамвай нужно 4 штуки. К тому же они потребляют очень много электроэнергии, такую мощность нужно как–то обеспечивать. Как отмечают собеседники «ДП», всё оборудование, которым увешан московский трамвай, превышает 5% стоимости самого трамвая. Москва, конечно, богатый город, но даже для неё в промышленном масштабе такой беспилотный трамвай будет очень дорогим. В петербургском трамвае стоимость беспилотного «обвеса» составляет менее 2% от общей цены. Вторая проблема — устройство лидара. Когда лазерный луч попадает в каплю воды или туман, он не способен их «пробить», а значит и обеспечить поток информации. Google, пошедший по этому пути, был уверен, что физики справятся с этим нюансом, но не справились. По пути лидаров пошёл и «Яндекс» в вопросах беспилотных автомобилей. А компания Tesla Илона Маска отказалась от технологии лидаров на своих автомобилях. Беспилотная система Cognitive Pilot же, установленная в Петербурге, основана на математическом подходе и искусственном интеллекте. К слову, компания тестировала её на московском трамвае в 2018–2021 годах, но до коммерческой эксплуатации дело не дошло. Беспилотники нужно учить В Петербурге полностью беспилотный трамвай намерены запустить до 2026–2027 годов. Соответствующее намерение было обозначено в соглашении между петербургским «Горэлектротрансом», Cognitive Pilot и компанией «ПК Транспортные системы», выпускающей подвижной состав. Подписали его в июне прошлого года. Москва же намерена сделать подобное до конца 2025 года. В этом усматривается некоторая гонка, но куда спешить и за что состязаться, не очень понятно. Ведь система с элементами автопилота требует знаний, её нужно учить. Потому что она базируется на интеллекте, хотя и искусственном. И на это нужно время. Недостаточно просто включить систему, чтобы она заработала. Повышение уровня интеллекта с дальнейшей возможностью переключения на себя всё большего количества функций управления движением — это постепенный процесс. И только так водитель впоследствии может стать просто контролёром беспилотника. Как отмечалось на прошлогоднем НТС, обучением системы автопилотирования трамвая должен заниматься именно перевозчик, а не разработчик искусственного интеллекта. Потому что он не может предусмотреть все ситуации и возможные ошибки системы. Например, система изначально может воспринимать два сигнала «стоп» стоящей на путях машины как красный сигнал светофора и начинать тормозить трамвай за 150 метров. Нужно её научить, что это не светофор и пр. Перескочить эти этапы обучения невозможно. И в целом беспилотные технологии как ничто иное требуют последовательности развития. В пресс–службе петербургского «Горэлектротранса» отметили «ДП», что организация не собирается конкурировать с коллегами в вопросах беспилотных технологий и будет готова принять на работу московских водителей, когда в столице запустят полностью беспилотный трамвай. В истории московского и петербургского трамвая с беспилотной системой напрашивается следующая аналогия. В России изобретателем электрического трамвая считают петербургского инженера–конструктора Фёдора Пироцкого, а в Германии — Вернера фон Сименса. Пути у них были разные, но суть — одна.