Российские киностудии заявили о работе сразу над 60 проектами на основе классических сказок. Почему вдруг возник такой запрос? Индустрия российского кино переживает небывалый интерес к переосмыслению русских сказок, ремейкам классических произведений и байопикам, связанным с 1990–ми годами. В 2023 году выручка российских картин в прокате достигла 22,9 млрд рублей, что на 88,7% больше, чем в 2022–м, и на 122,4% больше, чем в 2021–м, подсчитали в «Бюллетене кинопрокатчика». При этом доля отечественных фильмов в общей кассе кинотеатров достигла 60,6%. А «Чебурашка» режиссёра Дмитрия Дьяченко, напомним, обошёл в прокате «Аватар». «Смотреть невозможно, но есть что обсудить» Сегодня российские компании работают над выходом в свет нескольких десятков новых картин: от «Сказки о царе Салтане» и «Волшебника Изумрудного города» до байопиков о группах «Комбинация» и «Иванушки». По оценкам самих участников рынка, только проектов, связанных с переосмыслением классических сказок, заявлено около 60. «Ещё недавно нам казалось, что вселенная супергероев Marvell будет править миром кино вечно. Но сегодня мы видим фантастический взлёт франшиз советских мультфильмов в прокате», — заметил писатель, сценарист, продюсер Сергей Минаев на сессии «Как в старой сказке: какие жанры будут главными в кинематографе и медиа?» в рамках Петербургского международного экономического форума. Так, киностудия «Союзмультфильм» занялась ребрендингом старых мультфильмов из–за огромного запроса на это со стороны общества, а именно — на «мостик» между родителями и детьми, подчеркнула председатель правления «Союзмультфильма», гендиректор Киностудии им. М. Горького Юлиана Слащёва. «Что такое новый “Чебурашка” или новое “Простоквашино”? Это возможность посмотреть вместе и родителям, и детям и обсудить вечером. Самые популярные сообщения от родителей, которые нам поступили: “Ужасное это ваше новое “Простоквашино”, смотреть невозможно, но есть плюс: весь вечер спорили с детьми, какой мультфильм лучше: современный или советский”. Мне кажется, это очень нужно», — сказала Юлиана Слащёва. Переосмысление вселенных По её мнению, тренд на ребрендинг старых мультфильмов продлится около 10 лет, но при этом будут появляться и новые герои. Недавно «Союзмультфильм» заявил о проекте по созданию вселенной русских супергероев совместно с писателем Сергеем Лукьяненко и онлайн–кинотеатром Okko. «Это переосмысление вселенных Александра Беляева, Алексея Толстого и Аркадия Гайдара в новом звучании», — отметила Слащёва. Кроме того, студия работает над мюзиклом «Принцессы», который должен стать российским ответом Barbie. Выбирая тему для картины, киностудии опираются на известные бренды, ведь они привлекают аудиторию, полагает гендиректор ООО «Централ Партнершип» Вадим Верещагин. «Известные русские сказки — это тоже бренды, они привлекают аудиторию. Есть Пушкин, и это тоже огромный бренд», — подчеркнул он. По мнению Вадима Верещагина, создавать новые бренды тоже нужно и такие попытки есть, но это сложно. Например, в России нет популярной на Западе культуры комиксов. «У них это абсолютный фастфуд, а у нас более серьёзная культура и литературная основа. Пока нельзя сказать, что “Майор Гром” идёт на ура, но это шикарная попытка», — добавил Верещагин. На данный момент «Централ Партнершип» совместно с «Газпром–Медиа Холдингом» разрабатывают долговременную франшизу по «Волшебнику Изумрудного города» и другим книгам Александра Волкова, реализовать которую планируется в течение 10 лет. Продюсер, режиссёр и сценарист Сарик Андреасян, выпустивший в 2024 году экранизацию романа Пушкина «Евгений Онегин», оценил результат её проката как очень хороший. «Сборы составили 820 млн рублей, и если бы не трагические события в “Крокусе”, было бы 1,6–1,7 млрд, я думаю», — сказал он. По мнению Андреасяна, максимально большой аудиторией обладает семейное кино. «Скорее, от этого и ведётся выбор темы. Но в целом я за разножанровость: зрителю нужно разнообразие», — добавил он. В свою очередь, интерес к «супергеройской» тематике сегодня ослабевает по всему миру, поскольку произошёл определённый профицит, полагает режиссёр. «Мы все запутались в человеках–пауках», — отметил Андреасян. Как молоды мы были… Сказка как жанр в искусстве был, есть и будет, вопрос в её переосмыслении и современной интерпретации, считает продюсер Лика Бланк. «Сказка — это семейная история, в которой происходит то, что не может произойти в реальной жизни, хотя и очень хочется. Есть мораль, и всегда есть хеппи–энд. Комедии — тоже очень востребованный жанр в кинематографе. Более мелкие жанры, такие как триллер, хоррор и драма, смотрят всё меньше зрителей в мире, — отметила она. — Мне кажется, что любое позитивное кино сегодня имеет хорошие шансы». Ещё один современный тренд в российском кино — ностальгия, и главный пример этого — нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». «При этом половина сограждан в 1990–е ещё не родились или только–только родились и особо ничего не помнят, — говорит директор киностудии “Руки Вверх Production” Сергей Жуков. — Для меня эти годы — что–то более настоящее и честное, ещё не было смартфонов и социальных сетей. И поэтому это смотреть интересно. Но главное — показывать историю по–настоящему. Нужно делать кино про людей и для людей, которые живут сегодня в стране, а какие это будут годы, уже не так важно». По мнению режиссёра и гендиректора студии «Рок» Алексея Учителя, сегодня нужно придумывать и оригинальные сказки, ведь классика рано или поздно закончится. На данный момент он работает над сиквелом «Летучего корабля» и проектом «Молодая Яга», который расскажет о молодости известной сказочной ведьмы. Онлайн–кинотеатры очень любят находить и затем долго эксплуатировать тренды, рассказал гендиректор Wink Антон Володькин. По его словам, 4–5 лет назад нормой считалось повторение того, что делалось на Западе: у нас снимали в основном триллеры и драмеди. Затем был тренд на 1990–е. «Сейчас мы видим запрос на сказочную тему и у детей, и у взрослых. Весь так называемый сказочный контент имеет за год 80% проникновения среди всех зрителей», — сказал Володькин. Телеканал ТНТ намерен заключить с «Союзмультфильмом» соглашение о сотрудничестве в производстве игровых фильмов с популярными героями, рассказал генеральный продюсер телеканала Аркадий Водахов. В числе ближайших проектов — продолжение «Простоквашино» и «Умки».