Петербургское АО «Балтийский судомеханический завод» (БСМЗ) — стивидорная компания Ильи Трабера — приостановило перевалку минеральных удобрений по контракту с компанией «Беларуськалий». Белорусскую сторону не устроила цена перевалки в Большом порту Санкт-Петербург, пишет «Фонтанка». В БСМЗ сообщили, что ведут переговоры с производителем и экспортёром и заверили, что в обозримом будущем перевалка белорусских калийных удобрений будет возобновлена. Чтобы занять простаивающие мощности терминала БСМЗ, на них временно запущена перевалка угля, куда пришли первые три состава из Кемеровской области. Уголь перевозят в контейнерах и биг-бэгах (полимерные мешки для насыпных материалов, в которых раньше перевозились и удобрения), что, как заверяют в БСМЗ, предотвращает загрязнение окружающей среды угольной пылью и не требует применения дополнительных экологических мер. Эксперты оценивают вложения в модернизацию терминала под работы с углём в сумму порядка 100 млн рублей, говорится в публикации. После того как Литва запретила транзит белорусских удобрений по железной дороге, российские порты остались единственным окном в мир для «Беларуськалия» — одного из крупнейших в мире производителей и экспортёров калийных удобрений. Сейчас один из главных экспортных товаров Белоуссии переваливают стивидоры Большого порта Санкт-Петербург. Перевалкой белорусских удобрений с середины 2022 года занимался также петербургский порт Бронка, а оператор комплекса ООО «Феникс» впервые за счёт этого получил чистую прибыль от своей деятельности по итогам 2023 года. Новый терминал для перевалки белорусских грузов намерены построить в Мурманске. Если проект морского терминала под названием «Ворота Арктики» будет реализован, он станет крупнейшим за полярным кругом.