Госдума исключила ОСАГО из обязательных документов при регистрации автомобиля. Контроль за страховками усилят за счёт видеокамер. Закон, принятый нижней палатой парламента 25 июня в третьем, окончательном чтении, вступит в силу с 1 марта 2025 года. Наличие полиса ОСАГО при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца автомобиля, станет необязательным. Авторы закона объясняют необходимость поправок тем, что, зарегистрировав транспортное средство, его владелец может длительное время им не пользоваться. Предложение поддержали во всех фракциях. В Союзе автостраховщиков считают, что усилится роль другого вида контроля за водителями — с помощью видеокамер. Также поправками разрешили снимать с регистрации похищенный или угнанный транспорт по заявлению владельца. Кроме того, при продаже машины собственник сможет сразу снимать её с учёта в Госавтоинспекции, а не через 10 дней после обращения в ведомство. По разным оценкам, ежегодно в РФ на учёт ставится почти 6 млн автомобилей. Так, по данным агентства «Автостат», в январе–мае текущего года в РФ совершено 2,25 млн регистрационных сделок с автомобилями с пробегом. Петербург по данному показателю находится на третьем месте после Москвы и Краснодара. В среднем ежемесячно в городе продаётся 10–11 тыс. авто. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за 5 месяцев 2024 года в стране реализовано 617 тыс. новых авто (+81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Эксперты полагают, что поправки в закон могут привести к увеличению автомобилей без полисов на дорогах. Согласно исследованию рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», количество водителей без ОСАГО составляет 8,7%. Руководитель рабочей группы Пётр Шкуматов считает, что в последнее время всё чаще автовладельцы вводят в эксплуатацию транспортные средства, которые использовались эпизодически из–за возраста. «У таких машин сезонный, “дачный” паттерн использования. Владельцы зачастую не оформляют ОСАГО, так как пользуются автомобилем редко, надеются на авось и не знают про возможность приобретения краткосрочного полиса», — резюмирует эксперт. Среди причин роста числа незастрахованных автомобилей он также называет недостаточную эффективность системы контроля за наличием ОСАГО у водителей. Вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин резко раскритиковал принятые поправки. «Понятно, что это огромный драйвер для рынка ОСАГО, возможно — важнейший стимул для приобретения полиса. В условиях падения выплат и роста тарифов стимулов для покупки полисов у автовладельцев всё меньше», — прокомментировал эксперт. По его словам, страховое лобби, вместо того чтобы в справочниках запчастей указать реальные цифры, а не заниженную стоимость, перестать имитировать «независимую» экспертизу, когда эксперты сидят за соседним столом с работниками страховой, перестать говорить «а это у вас было до…», снизить тарифы до уровня белорусских (в разы дешевле) и поднять лимиты до уровня наших соседей (10 тыс. евро только по железу), предлагает единственное решение — начать штрафовать за отсутствие полисов с помощью камер фотовидеофиксации, поднять штрафы в несколько раз. «И именно в этом предложении и стоит поискать причины нынешней реформы», — резюмировал Шапарин. Согласно статистике ЦБ, на долю ОСАГО приходится 13% объёма премий всего рынка страхования. В I квартале 2024–го страховщики собрали 74 млрд рублей, что на 6% больше, чем в январе–марте 2023–го. Вместе с тем выплаты выросли на 28%, до 52 млрд рублей. В Петербурге объём рынка достиг 3,8 млрд рублей.