Site icon Развивай себя

Немалый рост: доля МСП в госзакупках значительно выросла

Малые и средние предприятия (МСП) стали активнее участвовать в госзакупках. Такие контракты, с одной стороны, привлекательны для всех участников, но с другой — всё ещё осложнены чрезмерной бюрократией. Согласно статистике АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), в 2023 году общий объём госзакупок у малого и среднего бизнеса в России составил 7,969 трлн рублей, что на 13,5% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Поставщиками крупнейших заказчиков стали 213,3 тыс. субъектов МСП. В результате средняя доля закупок у малых и средних предприятий составила 73,2%, что в 2,9 раза превышает нормативно установленный правительством уровень (25%). Как дополнительно сообщили «ДП» в Корпорации МСП, в 2023 году по госзакупкам было заключено 58 683 договора с 14 687 субъектами МСП Санкт–Петербурга на общую сумму 681,82 млрд рублей. Этот 10,8% от всего объёма закупок у субъектов МСП в РФ. По сравнению с 2022 годом объём госзакупок у петербургского малого бизнеса вырос на 46,8%, количество поставщиков — на 12,2%, а количество подписанных контрактов — на 17,1%. Особенности подсчёта Госзакупки в России регулируются двумя федеральными законами — №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ключевое различие состоит в том, что по 44–ФЗ закупки в основном ведут бюджетные учреждения и органы власти, а по 223–ФЗ — организации с долей участия государства более 50%, естественные монополии (РЖД, «Водоканал» и т. д.), предприятия регулируемых сфер и т. д. Корпорация МСП ведёт свои подсчёты именно по 223–ФЗ. Для субъектов МСП, участвующих в таких закупках, предусмотрен ряд преимуществ. В том числе речь о закупках, участниками которых являются только субъекты МСП без необходимости конкурировать с крупными компаниями, о сниженных размерах обеспечения заявки и о льготах при оплате участия в электронной закупочной процедуре. При этом обязательным остаётся выполнение других требований: получение квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы, регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации, аккредитация на торговых площадках, открытие специального счёта. Городские успехи В комитете по государственному заказу Санкт–Петербурга ведут подсчёты контрактов, заключённых в рамках 44–ФЗ. По этим данным тоже отчётливо видна положительная динамика. По итогам 2023 года в Петербурге поставщиками, являющимися субъектами МСП, заключено 224 тыс. контрактов на общую сумму 207,5 млрд рублей (67,8% от общего количества). Это на 14,1 млрд рублей (7,3%) больше, чем в 2022–м. Всего за прошлый год были заключены контракты с 19,2 тыс. субъектами МСП. Кроме того, город в прошлом году нарастил объём контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Для поддержки МСП комитет по госзаказу осуществляет развитие подсистемы «Электронный магазин», позволяющей проводить закупки у единственного поставщика. Там можно размещать самостоятельные оферты и заключать контракты с использованием электронной подписи без взимания комиссионных сборов. «За истекший период 2024 года в электронном магазине заключено 55 484 контракта на общую сумму 7,6 млрд рублей, из них с субъектами МСП — на 5,9 млрд рублей, или 77,6% от суммарного объёма», — подчёркивает Толстых. В пресс–службе центра «Мой бизнес Санкт–Петербург» отмечают, что оказывают содействие предприятиям в поиске каналов сбыта или исполнителя под выдвинутые заказчиком требования. Сформирован реестр производственных компаний, в который входят более 800 предприятий Петербурга. «За 2023 год в рамках мероприятий по производственной кооперации было заключено 60 контрактов с заказчиками на производство комплектующих, продукции, изделий, товаров и предоставления услуг на сумму 2,023 млрд рублей», — отметили там. Бремя бюрократии При этом существует ряд проблем, с которыми систематически сталкивается малый и средний бизнес при участии в госзакупках. Например, по словам руководителей предприятий, в случае с гособоронзаказом тендеры часто выигрывают аффилированные с государственными корпорациями организации. Выстраивается некая экосистема, лишь представителям оказывается доступен этот ресурс. Основная сложность для МСП связана с бюрократией. «Под авансовые платежи просят или банковскую гарантию, или личную гарантию поручителя — гендиректора. Проценты по банковским гарантиям высокие — 16% годовых. При этом никакая госкорпорация не позволит, чтобы мы эту стоимость заложили в себестоимость продукции. То есть получается, что сначала организация выигрывает тендер по самой низкой цене, а потом её обязывают оплатить банковскую гарантию, которую банки, кстати, предоставляют не так охотно», — поделилась с «ДП» генеральный директор АО «Фирма Изотерм» Виктория Нестерова. Она приводит конкретный пример: недавно получила договор на госзаказ на 123 листах. Для МСП весьма накладно нанимать юристов высокого уровня, чтобы они могли помочь разобраться со столь объёмной документацией. Партнёр юридической компании «Варшавский и партнёры» Михаил Герман отмечает, что до сих пор отсутствует нормальное и понятное правовое регулирование вопросов составления технических заданий и описания предметов закупок. Это провоцирует возникновение споров о недобросовестной конкуренции при участии в госзакупках либо иные нарушения антимонопольного законодательства. Юрист обращает внимание, что Федеральная антимонопольная служба активно выявляет и пресекает картельные сговоры именно в сфере закупочной деятельности. Притом картели складываются как между исполнителями госзаказа, так и с участием самих заказчиков. «Целесообразно пересмотреть саму концепцию закона: убрать широкие, зачастую формальные основания для оспаривания как действий конкурсных комиссий, так и самих процедур, поскольку возможность оспаривания стала основным орудием для срыва торгов и создания помех к заключению контракта. Также следует пересмотреть концепцию, при которой на закупочную деятельность влияют контролирующие органы либо иные органы исполнительной власти, выступающие в качестве “прослойки” и имеющие возможность контролировать как состав исполнителей, так и условия, на которых производятся закупки», — говорит Михаил Герман. И последняя, по его словам, актуальная на сегодня проблема — отсутствие чёткого, внятного и экономически обоснованного расчёта формирования начальной максимальной цены контракта. Зачастую такие цены далеки от среднерыночных.

Exit mobile version