Петербургский тракторный завод намерен выпускать зерноуборочные комбайны для фермеров под собственным брендом. Сейчас в этом сегменте доминирует техника из Китая. Производитель комбайнов «Титан» и Петербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в холдинг «Кировский завод») сообщили о создании альянса для развития российско–белорусского проекта по выпуску линейки сельскохозяйственных машин. Фактически в партнёрстве примет участие и белорусский холдинг «Гомсельмаш»: с 2023 года «Титан» выпускает модифицированную версию его комбайна GS–10 на заводе в Тамбове. На белорусском заводе эта модель была снята с производства в 2021 году. Теперь её выпускают только в России. Ранее долю нашей страны в общем объёме экспорта «Гомсельмаша» оценивали в 65–70%. Производство новой версии этого комбайна развернут и на мощностях ПТЗ, при этом машину будут выпускать под названием «Кировец К–100». «Инициатива имеет цель восполнить дефицит в этом сегменте сельхозмашин после ухода с отечественного рынка ряда иностранных брендов», — рассказали в пресс–службе Кировского завода. Там уточнили, что «Кировец К–100» будет иметь двигатель ЯМЗ мощностью 250 л. с., зерновой бункер 7 м3 и молотильно–сепарирующее устройство барабанного типа с клавишным соломотрясом. Таким образом, машина претендует на конкуренцию в сегменте комбайнов средней мощности. На Кировском заводе обещают высокую ремонтопригодность и простоту обслуживания, а также оснащение цифровыми сервисами в базовой комплектации. Первые 10 машин выпустят в июле текущего года, годовой объём производства в ПТЗ оценили в 500 единиц. При этом выпускаемая линейка может быть расширена. «Мы видим сохраняющийся дефицит на российском рынке комбайнов, который, по некоторым оценкам, составляет 36 тыс. единиц. Это подтолкнуло нас к поиску партнёра, который помог бы более интенсивному развитию начатого в прошлом году проекта», — передал через пресс–службу генеральный директор ООО «Титан» Алексей Нистратов. Процент локализации производства комбайна на ПТЗ пока не разглашают. Степень должна быть высокой, поскольку этого требуют нормативы государственной поддержки сельхозмашиностроителей и аграриев. Ценовое соглашение с «Росагролизингом» на поставку «Кировцев К–100» аграриям по программе льготного финансирования уже заключено, хотя сроки начала поставок тоже пока не озвучены. «После получения предложения расширить узкие места производства комбайнов мы сразу же включились в проект», — передал через пресс–службу директор АО «ПТЗ» Сергей Серебряков. Можно предположить, что в том числе будет локализовано производство ведущих мостов (соединяющих ведущие колёса одной оси). ПТЗ ранее заявлял о планах начать их производство для тракторов и спецтехники в конце 2024 года. Объём инвестиций в строительство и оснащение этого цеха оценивался в 10 млрд рублей (в том числе 5 млрд составит льготный заём федерального Фонда развития промышленности), а мощность — в 7,5 тыс. единиц продукции в год. Кроме того, в 2023 году в рамках модернизации ПТЗ закупил новое оборудование, расширил цех по производству изделий из пластика и запустил новый участок сдаточного производства. В январе–мае текущего года производство и отгрузка продукции сельскохозяйственного машиностроения на российский рынок сократились на 2,5%, до 90,1 млрд рублей, сообщил президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. «Ещё один тревожный момент, что мы постепенно теряем долю рынка в современных условиях и очень динамично растёт импорт техники. Статистика показывает, что импорт растёт двузначными, а подчас и трёхзначными темпами», — отметил он (цитата по ТАСС). Особенно тяжёлой глава «Росспецмаша» назвал ситуацию на рынке строительно–дорожных машин, оценив долю рынка, занятую иностранными поставщиками, в 95–98%. Амбиции в отношении этого сегмента у ПТЗ тоже есть. Завод недавно представил свой первый автогрейдер «К–714» эксплуатационной массой 14–16 тонн. Машина относится к среднему классу автогрейдеров, который считается самым востребованным на рынке дорожно–строительной техники. По данным «ДП», первую партию из нескольких десятков машин холдингу уже заказал крупнейший дорожный подрядчик Северо–Запада — компания «ВАД». ПТЗ также производит шесть моделей тракторов серии К–7М (мощность 300–460 л. с.) и две — серии К–5 (мощность 250–300 л. с.) под брендом «Кировец», несколько видов дорожно–строительных и специальных машин. По собственной оценке, ПТЗ входит в топ–5 мировых производителей тракторов, а в объёме российского производства сельскохозяйственных и промышленных машин ПТЗ оценивает свою долю в 60%. В прошлом году завод начал серийный выпуск тракторов с системой автономного управления «Кировец–Агропилот», а также «Кировец К–525» с новой двухрежимной автоматической коробкой передач Т5–А. Кроме ПТЗ «материнское» ПАО «Кировский завод» контролирует 17 дочерних обществ, в которых работают более 5 тыс. человек. Группа компаний занимает территорию площадью 160 га на юго–западе Петербурга, в том числе имеет прямой выход на Финский залив по береговой линии длиной более 2 км. В последние годы холдинг продал два своих крупных актива — производителя турбин «Киров–Энергомаш» («Росатому») и металлургический завод «Петросталь» (неназванному инвестору), после чего сосредоточился на машиностроительной отрасли. Директор ПТЗ Сергей Серебряков возглавил и ПАО «Кировский завод». В свою очередь, возглавлявший до этого «материнскую» компанию Георгий Семененко (№31 в Рейтинге миллиардеров «ДП» — 2023) занял пост главы совета директоров. В прошлом году ПТЗ вместе с заводом «Универсалмаш» внесли наибольший вклад в общий объём продаж группы, говорится в годовом отчёте ПАО.