Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) планирует принять участие в конкурсе на строительство ещё одного дизель-электрического ледокола проекта 21900М2. Напомним, второй ледокол этого проекта для Росморпорта, мощностью 18 мВт и ледовым классом Icebreaker7, на ВСЗ заложили в 2022 году. Судно предназначено для круглогодичной работы в морских портах Северо-Западного бассейна. Как сообщалось ранее, проект 21900М2 — это модифицированная версия проекта 21900М. В 2015–2016 г.г. три таких ледокола ВСЗ уже построил и передал заказчику («Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск»). Первый по счёту, аналогичный ледокол — но для работы в портах Дальнего Востока — заложили в 2020-м на германской верфи Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Гамбурге. Однако этот заказ, вероятно, не будет там построен, в том числе из-за европейских санкций, введённых в отношении России. Кроме того, в ВСЗ полагают, что в ближайшие годы существенным источником его загрузки «будет служить кооперация с другими верфями страны по принципу «распредёленной верфи» в части и изготовления секций и иных корпусных конструкций». Напомним, выручка ПАО «ВСЗ» в 2023 году выросла на 45,9% до 12,1 млрд (с 8,3 млрд рублей годом ранее), чистый убыток сократился до 685,8 млн (по сравнению с чистым убытком 1,9 млрд в 2022-м). На финансовый результат «повлияло отсутствие возможности финансирования расходов на содержание верфи в связи с увеличением стоимости строительства траулеров, увеличением ключевой ставки и, как следствие, увеличением нагрузки по уплате процентов по кредитным обязательствам, а также неблагоприятная геополитическая ситуация», — поясняется в годовом отчёте ПАО. Добавим, что по итогам минувшего года стоимость чистых активов ПАО «ВСЗ» оказалась меньше его уставного капитала. «Основной причиной этого стали убытки предприятия по итогам строительства рыболовецких траулеров», — отмечается в документе. В 2024 году верфь планирует провести допэмиссию, сократить издержки и снизить операционные расходы, а также выполнять судостроительные контракты в срок. С 2023 года предприятие возглавляет Сергей Черногубовский. В конце прошлого года на нём завершили первый этап масштабной модернизации за полмиллиарда рублей.