Эксперты оценили эффект от «Алых парусов» для петербургского бизнеса. Праздник выпускников «Алые паруса» давно стал сложившимся туристическим брендом Петербурга. Это своеобразный магнит, притягивающий новых гостей в город и генерирующий доход для местного бизнеса. Как рассказал «ДП» вице–губернатор Петербурга Борис Пиотровский, объём средств, выделяемых из бюджета на проведение праздника, не меняется уже несколько лет и составляет около 35 млн рублей. Они идут непосредственно на организацию (постройка сцены, оплата труда штатных сотрудников). «Отдельно выделяются средства на централизованное праздничное оформление города. В 2024 году данная сумма составила порядка 4 млн рублей», — добавил он. Организатором праздника в 2024 году являлось АО «Телерадиокомпания “Петербург”» при поддержке АБ «РОССИЯ» и правительства Санкт–Петербурга. В этом году праздник увидели более 1 млн человек, в том числе несколько десятков тысяч выпускников. Мероприятие посетили гости из 16 стран. Номера нарасхват По данным сервисов бронирования отелей «МТС Travel» и Bronevik.com, спрос на туристическое жильё в Петербурге с 27 по 30 июня на 60% превысил уровень ближайших дат перед проведением шоу (с 22 по 25 июня). За размещение в городе на Неве с 27 по 30 июня россияне в среднем платили 11,6 тыс. рублей в сутки. Для сравнения: средние траты на проживание с 22 по 25 июня составляли 7,9 тыс. рублей. Таким образом, средний чек увеличился на 46%. По сравнению с прошлым годом спрос на объекты размещения вырос на 19%. На столько же год к году увеличился и средний чек. Согласно данным инструмента «Аналитика гостиничного рынка» Hotel Advisors, к которому подключены отели Петербурга, загрузка в дату проведения праздника составила 96,4% по всем категориям отелей. Средняя цена номера на ночь — 11 404 рубля. Однако размещение размещению рознь. Как поделилась с «ДП» независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова, в её компании не отмечают увеличения броней в период праздника. Мероприятие посещают в основном молодые люди с семьями, а они выбирают, как правило, не отели, а квартиры или апартаменты экономсегмента, а также часто проживают у родственников. Сказывается и влияние транспортных затруднений, ограничений на продажу алкоголя. «Последние в этом году не касаются отельных объектов, но в прошлые годы существовали разночтения по данному вопросу. В связи с этими пунктами туристы и деловые путешественники, как правило, выбирают для поездки другие даты: городская инфраструктура загружена, а перекрытие улиц и площадей усложняет перемещение по городу», — объясняет она. По наблюдениям генерального директора российского сервиса онлайн–бронирования жилья «Суточно.ру» Юрия Кузнецова, в относительной близости от Дворцовой площади в канун праздника выпускников сдавалось более 3 тыс. квартир и апартаментов. «На 28 июня наблюдался высокий спрос. По состоянию на вечер пятницы оставалось всего несколько свободных вариантов, и те по завышенным ценам. В среднем в Петербурге цены по сравнению с предыдущей пятницей повысились на 15%. Но есть случаи, когда некоторые квартиры выставлялись дороже и в 2–3 раза», — рассказал он. Средняя стоимость посуточной аренды этим летом в городе на Неве составляет 4 960 рублей. Фактор притяжения Измерить прямой доход от «Алых парусов» сложно — корректнее говорить об учёте косвенного и индуцированного дохода, подчёркивает руководитель лаборатории коммуникаций в сфере креативных индустрий НИУ ВШЭ Наталия Белякова. «Чтобы определить прямой доход события, надо быть уверенным, что люди приехали исключительно ради “Алых парусов”. Как правило, в отношении турпоездки решение принимается под влиянием комплекса причин. Однако “Алые паруса” как триггер выбора Петербурга работает. Праздник позволяет городу ежегодно лидировать в рейтинге событийного потенциала регионов России. Причём “Алые паруса” выделяются как событие — лидер в части всероссийской и международной известности», — говорит эксперт. Для петербургского бизнеса такие масштабные мероприятия, бесспорно, важны с экономической точки зрения. Особенно это касается тех, кто непосредственно участвует в организации. Город выделяет средства на приобретение различных услуг у частных подрядчиков: световое, звуковое, сценическое оборудование, участие звёзд, музыкальных и танцевальных коллективов, привлечение ведущих, режиссёров, организаторов и других участников event–индустрии. «Основные затраты складываются из бюджета, необходимого на проведение мультимедийного пиротехнического спектакля в акватории Невы. В этой части задействовано огромное количество пиротехники, светового, звукового, сценического, энергетического оборудования. Достаточно весома и сумма на проведение концерта на Дворцовой площади. Разумеется, всё это великолепие надо снять. А это не один десяток камер и съёмочной техники, занятой на время подготовки, генеральной репетиции накануне и в день шоу», — говорит генеральный директор StagePro Event Solutions Александр Корчагин. Основатель событийного агентства Private Case, член Национальной ассоциации организаторов мероприятий Павел Воронцов подчёркивает, что в основном крупные городские события обслуживают несколько ключевых игроков. Они берут на себя продакшен, застройку сцены, установку видеоэкранов и т. д. «Нужно понимать, что город готов платить за эти услуги цену ниже рыночной, которую компании могут озвучить частному заказчику. Однако поставщики к этому лояльны, поскольку для них это перспектива долгосрочного сотрудничества. Как правило, одни и те же подрядчики “строят” VK Fest, “Алые паруса”, День молодёжи, ПМЭФ. Некоторые даже ставят сцену на Дворцовой площади и не разбирают её до следующего мероприятия», — пояснил он. Посмотреть на салют Ощутим эффект праздника и для рестораторов. В топовых заведениях стоимость брони на вечер проведения «Алых парусов» выросла до 52–75 тыс. рублей за гостя, не говоря о подорожании самих блюд. Соучредитель и сомелье панорамного бара «Небо и вино» Полина Иванова рассказала, что на время салюта в день «Алых парусов» броней больше, чем обычно по вечерам. Иногда приходится даже ограничивать вход в заведение, поскольку многие хотят воспользоваться им как смотровой площадкой. Вариант решения — отказывать гостям или вводить систему депозитов на вечер. «Выручка обычно на 15% выше, чем обычно. Но не стоит забывать о тратах на задерживающийся персонал и такси для отправки их домой», — отмечает она. Генеральный директор панорамного ресторана F11 Кирилл Власов подтверждает, что во время городских событий, включающих салют, вся панорамная линия ресторанов бронируется за несколько часов с момента объявления старта. Помимо отелей, ресторанов и организаторов мероприятий активны летом и компании, которые организуют прогулки по рекам и каналам, а также аренду катеров. Однако для них «Алые паруса» в этом году прошли с меньшим эффектом из–за введённых в целях безопасности ограничений. Акватория Невы была перекрыта от ледокола «Красин» до Большеохтинского моста и по Малой Неве до моста Бетанкура. Стоянку у причалов тоже запретили. Как рассказал «ДП» генеральный директор судоходной компании ООО «Нева Тревел» Юрий Набатов, интерес со стороны желающих посмотреть с судна на салют был высоким, но по не зависящим от бизнеса причинам услуга оказалась недоступна. «В прошлом году ограничения тоже были, но в меньшем объёме. События вроде “Алых парусов” обычно дают возможность заработать больше на продаже билетов, но в целом в праздничный день выручка не сильно выше, чем обычно летом в хорошую погоду. В пиковые дни прогулки совершают до 10 тыс. человек», — поделился он.