Современный офис — не только комфортный и удобный, но и высокотехнологичный. Запросы арендаторов, требования рынка и возможности внедрения соответствующих услуг обсудили на круглом столе «Делового Петербурга». На стадии разработки проекта офиса заказчики обычно формулируют задачи и своё видение лишь в общих чертах. Обозначить конкретные параметры могут разве что отдельные большие компании, у которых уже есть сложившиеся требования. При этом работать с чётким, конкретным запросом гораздо легче, ведь по нему будет меньше доработок, обратила внимание практикующий архитектор и дизайнер, руководитель архитектурной мастерской «T&T» Юлия Тарасенко. «Постоянно доделывать и переделывать проект под новые идеи, которые приходят в процессе, — самое ужасное, что можно придумать, — рассказала она. — Это не только усложняет работу проектировщика, но и приводит к удорожанию в размере до половины бюджета. Заказчики не всегда понимают, как сложно вписать в проект размещение и устройство всей инженерной коммуникации и систем безопасности, а тем более переделать их или внедрить отдельные решения на стадии реализации проекта. Поэтому оптимально все предложения по умному и технологичному офису формулировать на старте». Что нового появляется в офисах Работа проектировщиков и архитекторов серьёзно усложнилась в момент ухода с рынка иностранных поставщиков и производителей, отмечает заместитель директора департамента интерьеров по управлению проектами ABD architects в Санкт–Петербурге Илья Чистяков. «В проекты по требованию заказчиков закладывалось определённое оборудование с конкретными параметрами, прописанными в вендерном листе и заложенными во все расчёты. Когда оказывается, что получить это оборудование невозможно, приходится полностью перерабатывать проект», — поясняет эксперт. Илья Чистяков подтвердил, что современные офисы крайне насыщены инженерными системами. При этом многие решения, вошедшие в нашу жизнь в последние годы, требуют не только дополнительного оборудования и мощностей, но и адаптации планировочных решений. С внедрением систем видео–конференц–связи, таких как Zoom и Skype, в офисах стали появляться отдельные помещения для переговоров — как крупные переговорные и конференц–залы, оснащённые всем необходимым аудио– и видеооборудованием для проведения встреч, так и небольшие пространства — zoom–комнаты и телефонные будки, позволяющие уединиться на время звонка. К числу цифровых решений, которые в последнее время становятся всё более популярными, Илья Чистяков относит Face ID и системы доступа через мобильные приложения. «Всё чаще внедряются системы кибербезопасности, которые предусматривают наличие собственных серверных, облачных хранилищ, систем обмена информацией внутри офиса. IT–компании даже создают под себя приложения для общения внутри компании в целях безопасности. Если говорить об эксплуатации, то всё чаще задачи по управлению перекладываются на системы building management, которые могут не только выстраивать комфортные для всех параметры по освещению, кондиционированию и т. п., но и оперативно отслеживать возникающие неполадки, ЧП и помогать устранять их», — привёл пример Илья Чистяков. «В процессе создания офиса важно не только учесть требования, предъявляемые техническими специалистами, но и создать комфортную и удобную для сотрудников среду, проложить мостик между экспертизой и людьми, которые будут этим всем пользоваться. Дать идеальный результат, особенно в IT–компании, — очень тяжело. Ведь здесь работают не только технические специалисты, которые предъявляют повышенные требования к технологиям», — говорит административный директор группы «Рексофт» Светлана Сансевич. Поэтому, по её словам, необходимо не только выбирать передовые решения, но и соблюдать баланс — делать их лёгкими и простыми в использовании для всех категорий сотрудников. «Мы недавно начали работать в области стратегического консалтинга, существенно расширили отраслевые экспертизы. В связи с этим в штате появились сотрудники с другой культурой, поведенческими навыками и представлениями об офисе. Это требует дополнительных усилий в организации рабочего пространства», — добавила Светлана Сансевич. В числе востребованных на офисном рынке решений она назвала систему бронирования рабочих мест (а также мест в паркинге, переговорных комнатах и т. п.), если в компании поддерживают гибридный формат. Без ИИ никуда В современных гибких офисах, коворкингах, где каждый день происходит смена резидентов (арендаторов), расширение или сокращение занимаемых офисов, цифровизация — необходимая часть работы, отмечает партнёр сети коворкингов и гибких офисов PAGE Артём Веньгин. Все отношения с арендаторами ведутся «в цифре», также цифровые технологии применяются в управлении офисами и рабочими местами. В случае с коворкингами в первую очередь речь идёт не о технической эксплуатации, а об автоматизации доступа к рабочим местам и общим пространствам, ведении бухгалтерии, финансовой отчётности для инвесторов и т. д. Помимо решения административных задач цифровизация работает и на продвижение компании. «У американской компании WeWork есть приложение для работы, которое устанавливают все пользователи коворкингов сети. Общее количество установок приложения с августа 2020 года — 2 млн. По факту это клиентская база, с которой WeWork имеет прямую коммуникацию через push–уведомления и на которую он может влиять. Первая компания, которая сделает такое в России, создаст себе огромную клиентскую базу из небольших арендаторов, фрилансеров, микрокомпаний, которые представляют собой огромную и пока мало кем охваченную часть рынка», — рассказал Артём Веньгин. Из актуальных запросов клиентов он назвал повышенные требования к безопасности данных, включая возможность их моментального удаления, блокировки офисной техники, отдельных помещений офисов и т. п. Тренд из будущего — применение искусственного интеллекта для оценки безопасности и психоэмоционального состояния сотрудников офисов. На рынке уже есть видеокамеры с возможностью анализа искусственным интеллектом, говорит партнёр PAGE. «Инженерный ландшафт меняется в лучшую сторону. Мы 16 лет занимались тем, что учили бизнес выносить все серверы, все практические сервисы в дата–центры, не хранить их в офисе. Сейчас я вижу, что к этому всё и пришло. Бизнес осознал, что в офисе должен быть минимальный набор серверов. Второй тренд — наличие резерва на случай пропадания связи на одном из каналов. Если 10–15 лет назад не всем была очевидна необходимость резервирования, оно считалось избыточным и ненужным, то сейчас такие вопросы не стоят: наверное, все представляют себе, что означает для современного офиса пропадание связи. Поэтому в офисах устанавливают по два–три канала — сколько угодно, лишь бы была обеспечена бесперебойная работа и ничего не падало», — рассуждает генеральный директор ООО «Комфортел» Дмитрий Петров. В целом за последние 10 лет произошла качественная трансформация рынка, изменилось представление заказчиков об офисах, их понимание важности инженерной инфраструктуры, её надёжности и т. п. Из актуальных трендов Дмитрий Петров отметил появление спроса на аутсорс–услуги в области телекома. «Толковому инженеру неинтересно работать с маленькой инфраструктурой, к тому же такой сотрудник стоит дорого. А отдать управление плохому специалисту — себе дороже. Бизнес начал осознавать, что в сетях нужна хорошая экспертиза, которую могут обеспечить сторонние специалисты», — пояснил Дмитрий Петров. Цифровая безопасность С развитием цифровых систем всё более актуальными становятся вопросы цифровой безопасности. «Последний кейс, который обсуждает рынок, — хакеры зашифровали небольшого питерского облачного 1С–провайдера, что в итоге привело к потере бизнеса. Деньги, которые у них вымогали, компания выплатить не могла, а работать без этой инфраструктуры невозможно», — привёл пример Дмитрий Петров. Более известный, уже в масштабах страны, случай хакерской атаки произошёл с компанией «СДЭК». На самом деле таких историй на рынке гораздо больше, но они редко попадают в публичное поле, их скрывают, чтобы минимизировать ущерб (включая репутационный). Урон для обычных компаний, менее завязанных на цифровые системы, в случае неприятностей такого рода будет меньше, но всё равно ощутимым. «Про информационную безопасность все слышали как бы издалека. Все всегда думают, что это их не коснётся. Но когда это случается с ними или с соседями, люди начинают тратить больше денег на информационную безопасность и киберзащиту. Или по крайней мере ставить соответствующие задачи», — замечает Дмитрий Петров. «Как это работает? Логистические компании задумались об этом после того, как произошло “нападение” на СДЭК. Чем больше будет кейсов, тем быстрее бизнес осознает эту проблему», — объясняет Артём Веньгин. Он также отмечает нехватку на российском рынке специалистов по внедрению решений в области цифровизации. Это касается не только вопросов кибербезопасности, но и всех остальных цифровых систем. «Project manager — крайне важный сотрудник, который необходим заказчику на стадии выбора и внедрения решений. Но на рынке практически нет специалистов, которые могут нормально пообщаться с подрядчиком и выстроить диалог между сторонами. Их в России не выпускают, нет профильных вузов. При этом чем больше таких менеджеров будет, тем быстрее пойдёт процесс цифровизации», — отмечает Артём Веньгин. Бизнес–центры без технологий Консультант департамента по работе с офисными помещениями IBC Real Estate в Петербурге Максим Мартынов подчёркивает, что при выборе нового офиса заказчики редко ставят условия по технической начинке. В основном всех интересуют ставка и локация. При этом в Петербурге сейчас свободно всего несколько объектов, которые могут подойти компаниям с повышенными требованиями по цифровизации. В первую очередь это объекты, освободившиеся после ухода иностранных IT–компаний и ещё не нашедшие новых пользователей. Например, в бывшем офисе JetBrains, выкупленном компанией «Петрович», сейчас можно арендовать около половины площадей. «В целом предложение на офисном рынке в Петербурге сегодня настолько мало, что выбирать арендаторам не из чего. К тому же существующее предложение часто не соответствует не столько требованиям по технологичности, сколько общим представлениям о современном офисе в части внешнего вида и ремонта», — резюмировал Максим Мартынов.