В подкасте «История по делу» мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Петроградский район — история Фабрики клавишных инструментов имени К.М. Шрёдера. Подробности — в материале на «ДП». У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг «Группа ЛСР», с которым мы делаем специальную рубрику. Как справиться с трудностями и возродить свой бизнес История производства музыкальных инструментов Карлом Шрёдером началась не с Петроградской стороны. Сначала были мастерские и офис в центральной части города — на нынешней Казанской улице, в доме Фролибия. И только в 1874 году владельцем был куплен большой участок на Петербургской стороне и построена фабрика, сперва на три этажа, а впоследствии было достроено ещё два. Она была оборудована по последнему слову техники. Именно на этой фабрике впервые в России была применена паровая сила в производстве фортепиано. Здесь начинается бурный период развития бизнеса Шрёдера. Но первая попытка окончилась неудачей. В 1854 году случился крупный пожар, который практически уничтожил производство роялей. Убыток был такой, что бизнес надо было сворачивать и заниматься чем-нибудь другим. Но Шрёдер считал, что он справится с убытками, и верил в то, что бизнес по производству фортепиано принесёт ему отличную прибыль. Карл вскоре получает выплаты по страховке за сгоревшую фабрику, занимает деньги и приобретает участок на Большой Вульфовой улице (ныне улица Чапаева, 15) на Петербургской стороне, где в очень короткий срок он строит новую фабрику, по размерам и технической оснащённости не уступающую предприятию, уничтоженному пожаром. Уже через год вновь выстроенная фабрика начала свою деятельность. Именно с этого времени она стала именоваться 1-й Российской фортепианной паровой фабрикой «К. М. Шрёдер». На новой фабрике действовали две паровые машины, их общая мощность составляла более 40 лошадиных сил. К моменту пуска предприятия в 1879 году на нём числились 170 рабочих, к 1885 году число их выросло до 200 человек, а ежегодное производство инструментов достигло 500-550 единиц. Фабрика Шрёдера выпускала большие концертные рояли американской конструкции с диапазоном в семь с половиной октав, концертные и салонные рояли в семь октав, кабинетные рояли с металлической рамой и перекрёстными струнами и семиоктавные пианино. Важно продать идею Но Карл Шрёдер не только производил инструменты, он был отличным маркетологом и понимал, что те, кто делает фортепьяно, смогут лучше всего и рассказать о нём. И 27 марта 1883 года открывает магазин на главной коммерческой улице Петербурга — на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. В магазине был не только торговый зал, где всегда было в наличии около 100 инструментов, но ещё и концертный зал, где всегда можно было послушать, как звучат фортепьяно Шрёдера. В этом зале давали концерты как начинающие исполнители, так и известные музыканты. Рояли Шрёдера публика любила, ими восхищались, их преподносили в качестве дорогого подарка. Откуда такой успех? Дело в том, что наш герой обладал не только талантом производителя, он прекрасно чувствовал дух своего времени. Именно он сделал ставку на фортепьяно, понимая, что в России развивается отдельная модная сфера отдыха под названием «домашние концерты». Пётр Первый в своё время задал моду на светскую музыку, Екатерина Вторая начала вводить моду на домашние концерты. И если в конце XVIII века концертные залы в помещичьих усадьбах ещё скорее диковинка, то во второй половине XIX века нет практически ни одной усадьбы или дома, где не было бы музыкальной гостиной, в которой должно было стоять фортепьяно или пианино. Барышни и юноши обязательно обучались игре на клавишных инструментах. Сесть за рояль или пианино и что-то наиграть на нём обязан был практически каждый молодой дворянин или разночинец. А поскольку Шрёдер делал качественный инструмент по адекватной цене, то и предпочтение отдавалось именно его инструменту. Вот и слагаемые успеха и процветания. Закат рояльной империи В 1889 году Карл Иоганн Шрёдер умер и фабрика перешла во владение его сыновьям — Карлу, Иоганну и Оскару. Как всегда, роль личности в истории достаточно велика. Сыновья поддерживали марку, заданную отцом, но новых прорывов в создании музыкальных инструментов больше не было. Товар старались делать качественный, но и конкуренты не отставали. Во время Первой мировой войны братья Шрёдер вынуждены были сократить производство до 100 инструментов в год и заняться выполнением военных заказов Петроградского военно-промышленного комитета. Часть помещений фабрики была переоборудована под производство дистанционных трубок и запальных трубок к ручным гранатам. Какая-то парадоксальная вещь: на гражданской фабрике открывается производство взрывоопасной военной продукции. Но видимо, убытки были такие, что безопасностью решили пожертвовать. Что не могло не привести к беде. В ночь на 19 мая 1917 года вспыхнул пожар, полностью уничтоживший лесопилку и часть основного производственного корпуса. В 1918 году Фабрика К. М. Шредера была национализирована большевиками. Владельцы предприятия были вынуждены покинуть страну, оставив всё имущество в России. С 1926 года завод начал носить имя наркома просвещения Луначарского. Какое-то время по инерции завод продолжает выпускать фортепьяно, но Гражданская война, отток кадров, падение спроса — всё это привело к тому, что фабрика просто остановила свою работу. Да и после Гражданской войны спрос не восстановился. Культура частного домашнего музицирования ушла, концертов практически не было, за рубежом никто инструменты из Советской России не покупал. Возрождение в СССР и новый кризис Новое руководство решает перепрофилировать бывшую фортепианную Фабрику Шрёдера в завод по производству щипковых инструментов. Отсюда и начинается новая история фабрики. Её расцвет пришёлся на 1950-е годы. На предприятии были внедрены прогрессивные технологии (электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическая настройка дек арф и гитар). Начиная с 1954 года ленинградские балалайки, домры, мандолины, арфы и гитары имели высокие оценки на международных выставках. Но потом пришли 90-е годы и производство инструментов резко снизилось. Всё просто: умерла большая страна, где требовалось большое количество инструментов для музыкальных школ и творческих коллективов, вслед за ней умерла и фабрика. Упадок был долгим и мучительным, пока её до последнего кусочка не перекупили и не растащили. Оставшиеся мастера разбежались по своим мастерским. В 1993 году предприятие было приватизировано, в результате чего появилось акционерное общество по производству народных щипковых инструментов «Арфа». К названию нового предприятия, где продолжали делать те самые ленинградские гитары, в обязательном порядке добавлялась маркетинговая фраза — «бывшая Луначарка». Но причастность к известному бренду не спасла предприятие от банкротства в начале нового столетия. Именно это банкротство принято считать финальным аккордом к тому времени уже не существующей Фабрики им. Луначарского. В 2005 году все производственные помещения были проданы под строительство бизнес-центра, а остатки оборудования и материалов распроданы. Впрочем, что-то спасать было уже поздно. По словам свидетелей того времени, качество инструментов, которые делались на фабрике в последние годы перед закрытием, оставляло желать лучшего. Так закончилась история великого предприятия, основанного немцем Шрёдером для производства роялей и пианино, после его изгнания перепрофилированного под производство щипковых инструментов и на сегодняшний день превратившегося в бизнес-центр на Чапаева, 15.