Какие факторы определяют успех каждой компании, почему так важен корпоративный дух и что стоит учитывать при формировании сплочённого коллектива, «ДП» рассказал сооснователь, исполнительный директор группы компаний Sky Team Павел Мыльников. Какие вы можете назвать плюсы корпоративной культуры, каковы основные ошибки в применении такого инструмента? — О преимуществах распространения корпоративных ценностей в компании сказано много. Но я особенно хотел бы остановиться на следующих. В первую очередь, это позитивно сказывается на эффективности и результативности работы всего коллектива, повышается лояльность и удовлетворённость сотрудников. Одновременно развивается чувство сопричастности к общему делу и ключевым направлениям развития компании. При этом, к сожалению, присутствует риск появления бюрократии и иерархичной структуры управления, что может замедлить принятие решений и реакцию на изменения внешних условий. Кроме того, могут возникнуть конфликты между различными группами или отделами из-за разного восприятия поставленных целей и задач. Какие ошибки могут допускаться в процессе выстраивания сплочённой команды? — Недостаточная коммуникация и отсутствие чётких инструкций обычно приводят к недопониманию и разногласиям в коллективе. Поэтому очень важно обеспечить ясное представление об общих целях и роли каждого участника в их достижении. Ещё одна распространённая ошибка — слабая мотивация. Если сотрудники не видят смысла в своей работе, не чувствуют поддержки со стороны руководства, равно как если они испытывают нехватку каких-либо ресурсов — времени или денег — они могут потерять интерес к исполнению своих обязанностей, начать работать медленнее, накапливать недовольство. Не стоит забывать и про поддержание здоровой атмосферы в каждом отделе. Ведь даже локальные конфликты внутри группы могут привести к разделению и ухудшению взаимоотношений. Что вам ближе: чётко выстроенная вертикальная иерархия или более дружеская атмосфера в компании? — Создавая организационную модель внутри нашего предприятия, мы придерживались принципа проектных команд, поэтому нам ближе дружеская, почти семейная атмосфера в компании. Мы считаем, что она позволяет сотрудникам чувствовать себя комфортно, так легче раскрыть свой потенциал. В данной модели больше ценятся коллективная работа, командный дух и взаимопомощь, что помогает добиться максимальной эффективности при достижении конечного результата. Как формируете команду? Есть что-то, что вы обязательно учтёте при наборе сотрудников в новом офисе в Нижнем Новгороде? — Здесь мы обычно принимаем во внимание несколько ключевых моментов. Во-первых, это навыки и опыт, которые нужны для выполнения поставленных задач. При этом мы достаточно гибкие, готовы обучать и развивать, если видим желание и потенциал. Во-вторых, важно, чтобы новые сотрудники разделяли ценности и культуру компании, чтобы они могли как можно более бесшовно интегрироваться в коллектив. В-третьих, мы всегда помним, что разнообразие в команде способствует разностороннему подходу к решению задач, поэтому к рассмотрению каждого соискателя подходим индивидуально. Если мы говорим о наборе сотрудников для нового офиса в Нижнем Новгороде, то помимо вышеперечисленного, мы также учитываем локальные особенности и культурные аспекты, чтобы органично сочетать местные таланты с ключевыми специалистами из других регионов. Какие мероприятия в рамках тимбилдинга вы проводите в своей компании и как часто? — Подобные активности проходят у нас регулярно, обычно раз в квартал, по случаю особых событий, а также мы поощряем инициативу внутри коллектива. Например, мы устраиваем корпоративы ко дню рождения компании, Дню строителя, новогодним праздникам. Также организуем командные игры, выездные тренинги, мастер-классы и другие мероприятия, которые способствуют укреплению командного духа. Например, в этом году мы всем коллективом принимаем участие в ежегодном проекте «Делового Петербурга» «Здоровый бизнес». Четыре наших команды смогут прокачать свои навыки ловкости, смекалки и взаимовыручки, получить заряд бодрости и азарта на открытом воздухе. К слову, активному образу жизни мы всегда уделяли большое внимание. У нас есть команды по футболу, волейболу и другим видам спорта. Также иногда мы организуем встречи вне офиса. Всё это способствует объединению сотрудников. Какие современные решения для построения взаимодействия между коллегами из разных офисов считаете наиболее эффективными на сегодняшний день? — Для внедрения элементов корпоративной культуры, информирования о предстоящих мероприятиях или изменениях в компании, для слаженной работы сотрудников из разных офисов сейчас можно использовать разнообразные коммуникационные каналы. Например, на внутреннем портале, как правило, размещается информация о мероприятиях, новостях, важных обновлениях и документах, корпоративные мессенджеры используются для оперативного обмена информацией, обсуждения насущных вопросов, а онлайн-доски и прочие цифровые платформы помогают организовывать виртуальные совещания и встречи. Для ежедневного обмена информацией также сохраняет свою актуальность электронная почта. Что позволяет сегодня бизнесу адекватно и своевременно реагировать на вызовы нестабильного рынка? — В современных реалиях гибкость и умение оперативно перестроить рабочие процессы под требования рынка, пожалуй, являются основополагающими в работе. Чтобы оставаться адаптивными, важно соблюдать несколько важных условий, среди которых, в том числе, — открытость к изменениям. Так, мы всегда стараемся приветствовать новые идеи, подходы и решения. Кроме того, сотрудникам легче влиться в команду, когда им предлагается гибкий график работы с возможностью перехода на «удалёнку» в ряде случаев. При этом должны быть налажены всевозможные коммуникационные каналы для быстрого обмена информацией и оперативного принятия решений. Немалую роль играют обучение и развитие, а также адаптивное планирование, когда руководство разрабатывает гибкие стратегии и планы действий, которые можно быстро корректировать в соответствии с изменяющейся ситуацией на рынке. Можете ли вы сказать, что бизнес растёт за счёт лояльности сотрудников и клиентов? — Компания, делающая ставку на удовлетворённость своего коллектива, бережно относящаяся к заказчикам и партнёрам, может достичь роста и успеха за счёт устойчивых и долгосрочных отношений внутри и за пределами организации. Довольные и мотивированные сотрудники, как я уже говорил, гораздо более продуктивны и стараются держаться своей работы. А лояльные клиенты часто рекомендуют услуги и продукцию компании своим знакомым и коллегам. Это способствует расширению клиентской базы. Поэтому, соглашусь, что эти факторы являются ключевыми для успешного развития компании, особенно в условиях нестабильности.