По каким критериям сейчас выбирают ресторан, сколько едет курьер, какая целевая аудитория служб доставки и что такое Ultima Guide, рассказали участники конференции «Тема еды» в Петербурге. Подробнее о главных трендах — в материале «Делового Петербурга». В Петербурге с 22 по 27 июля проходит Saint Petersburg Coctail Week — «самое значимое событие в барной индустрии России», по словам организаторов. В их числе — команда El Copitas Bar во главе с Игорем Зерновым, Артёмом Перуком, Николаем Киселёвым и Софьей Лапиной. В рамках фестиваля с 22 по 25 июля состоялась также ресторанная конференция «Тема Еды», подготовленная командой «Яндекс.Еды». Заключительный день мероприятия был посвящён теме «Ресторан глазами гостя». Эксперты рассказали о трендах в ресторанном бизнесе и доставке еды в 2024 году, поделились статистикой и дали несколько советов владельцам заведений. Доставка еды: кто и сколько покупает Рынок доставки готовой еды с каждым годом растёт. В феврале 2024 года службы выполнили около 58,4 млн заказов, что на 36% больше, чем в том же месяце прошлого года. По прогнозу «Яндекс.Еды» объем российского рынка доставки должен будет увеличиться до 600 млрд рублей на конец текущего года. Согласно исследованию, за последние 3 месяца число посетителей ресторанов офлайн (58%) почти сравнялось с количеством людей, выбирающих сервисы доставки (52%), что также говорит о востребованности услуг. Основной аудиторией таких сервисов является молодежь до 35 лет — это около 71%. За 2 года число клиентов «Яндекс.Еды» от 18 до 24 лет выросло на 36%. Особенным трендом для молодежи стал фастфуд. Где и почему заказывают еду домой Опрос пользователей сервиса за октябрь 2023 года показал, что большинство людей выбирают для досуга поход в ресторан не менее одного раза в месяц. Самыми частыми поводами для посещения являются встречи с друзьями и семьей, а также праздники и памятные даты. При выборе ресторана потенциальные гости в основном руководствуются советами родственников или знакомых, рейтингами в картах или навигаторе, подборками мест на специальных площадках или сайтах служб доставки. Поэтому отзывы других посетителей могут повлиять на решение клиента прийти в заведение. Чаще всего посетители делятся своей реакцией на ресторан в случае позитивного опыта: качественного обслуживания или необычной подачи. Многие пишут в отзывах о «фишках» заведения, мастер-классах или конкурсах. Спикер конференции Евгения Кручинина — директор по стратегическому маркетингу и развитию в ресторанной компании «Поляна» — посоветовала владельцам заведений использовать различные рекламные носители, чтобы рассказывать гостям о подобных мероприятиях или акциях. В некоторых заведениях распространением информации о такого рода проектах занимаются официанты или хостес. Однако, по словам эксперта, это не всегда эффективно. Такое бывает из-за дефицита кадров и, как следствие, большой нагрузки на работников. Также больше внимания получают заведения с опубликованным в открытом доступе меню, так как будущий клиент может заранее ознакомиться со списком подаваемых блюд, а изменения списка блюд и напитков никогда не остаются незамеченными. Эксперт пояснила: «Каждый год нужно обновлять и барную карту, и карту кухни. Минимум на 20%». Еще одним важным фактором при выборе места для досуга является локация ресторана. Интерес представляют заведения, находящиеся близко к дому посетителя или месту сбора гостей. Гид и правила «Еды» Выбирая обед «онлайн», около 45% пользователей «Яндекс.Еды» отмечают важность скорости доставки при выборе нового ресторана. В среднем курьер привозит блюдо за 30 минут, что сейчас является оптимальной цифрой. Вероятность повторного заказа увеличивается, если первый заказ был доставлен менее чем за полчаса. Также каждый четвёртый заказ в приложении делается с применением промокода или скидки. Пользователи смотрят на ценовую политику заведения и наличие акций, чтобы сэкономить деньги. Что касается выбора конкретного блюда, на его качество и вкус обращает внимание большинство клиентов. Важнейшим являются также фотографии, состав и полнота описания. Руководитель службы ресторанных продуктов и интеграций в «Яндекс.Еде» Динара Галеева дала несколько советов для пользователей приложением, имеющих собственную карточку ресторана. Если блюдо состоит из нескольких частей или позиций, необходимо указать это в описании, а для комбо и сетов можно добавить модификаторы: выбор размера, добавок, степени прожарки. Иногда это позволяет увеличить размер чека. 20% пользователей заказывают продукты из поиска, поэтому название блюда должно быть простым и понятным. Это нужно и для того, чтобы оно отображалось по запросу. Необходимо также указывать все доступные теги кухонь. Из них собираются фильтры. Большинство клиентов смотрит на рейтинг заведения, который состоит из оценок пользователей и статистики отмены. «Индекс качества» включает в себя информацию о доле некорректных заказов и количестве жалоб. Выполняющие все требования и соответствующие параметрам заведения могут попасть в путеводитель «Ultima Guide» от «Яндекс.Еды». Петербург стал вторым городом после столицы, для которого был составлен такой гид. Между тем далеко не все сервисы доставки готовой еды «покрывают» Петербург целиком. Многие небольшие игроки занимают нишу в одном или нескольких районах города или Ленинградской области. И расширять зону покрытия на весь мегаполис в их планы не входит. «ДП» узнал, можно ли твёрдо укрепить позиции на части регионального рынка и при этом не проиграть большому конкуренту. При этом важно не только кто доставляет, но и куда доставляют еду. По данным опроса Starwind, за последние 2 года более 28% россиян стали посещать свои загородные участки круглый год: как в летний, так и в зимний период. Этому поспособствовали рост популярности дачного образа жизни и распространение удалённого или гибридного формата работы. При этом люди хотят и на даче пользоваться всеми благами цивилизации. В том числе и доставкой продуктов или готовых блюд — неотъемлемым признаком современного образа жизни. Подробнее — в материале «Делового Петербурга».