Site icon Развивай себя

Виртуальные «корочки»: блогеров-просветителей заставят получать лицензии

Лицензирование блогеров, ведущих образовательную деятельность, не избавит сеть от «инфоцыган», но может сделать рынок прозрачнее. К внесению в Госдуму готовится пакет законопроектов, предусматривающих получение лицензии на образовательную деятельность для блогеров. Если у инфлюенсеров не будет нужных документов, они не смогут продавать курсы и тренинги. Как выяснили «Известия», поправки в закон «Об образовании» подготовили вице–спикер Госдумы Пётр Толстой, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и рабочая группа по совершенствованию законодательства в блогосфере. Закон не панацея В пояснительной записке к документам, представленной участникам заседания рабочей группы, отмечается, что рынок информационных и образовательных услуг, в том числе с использованием интернета, — один из наиболее перспективных. «В 2022 году общий доход только онлайн–школ достиг 95 млрд рублей. В I квартале 2023–го выручка в сегменте составила 46,7 млрд, а по итогам года оборот онлайн–школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей», — цитируют «Известия». Также уточняется, что самые популярные ниши — обучение новым профессиям (7,8 млрд рублей), курсы по здоровью (4,1 млрд), предпринимательству (4,6 млрд), психологии (3,7 млрд), эзотерике (3,4 млрд), финансовой грамотности (1,9 млрд), фитнесу (1,4 млрд) и отношениям (896 млн рублей). По его словам, возможен вариант, при котором разрабатывается параллельно и иной законопроект, в котором меняется само понятие образовательной деятельности, чтобы распространить его на деятельность инфобизнесменов. «Привязка к реализации образовательных программ исключает достаточно большой пласт информационных продуктов из–под лицензируемой деятельности при условии корректного позиционирования информационного продукта на рынке. Уже сейчас у блогеров и инфобизнесменов есть возможность получения лицензии на образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий, электронное обучение», — говорит юрист. Тем не менее пока электронное обучение фактически освобождено от серьёзных требований, характерных для иных форм. Внесение большей конкретики в регулирование деятельности инфобизнеса, по мнению Полякова, позволит несколько оздоровить индустрию, однако панацеей не станет. Недобросовестные представители инфобизнеса смогут согласовать формально подходящие под требования государства программы, но вести в дальнейшем те, которые считают нужными, — по крайней мере до ближайшей проверки. Новые навыки По данным сервиса «Работа.ру», ещё в июне 2022 года почти каждый пятый россиянин покупал обучение у блогеров. Причём 12% опрошенных делали это неоднократно. Самыми популярными курсами от инфлюенсеров были марафоны по получению онлайн–профессий — их приобретали 30% опрошенных. Ещё 27% респондентов покупали курсы повышения квалификации по своей профессии, 21% обучались у лидеров мнений инвестициям. 17% опрошенных приобретали курсы по психологии, 15% — по здоровому образу жизни, 13% — по продвижению своего дела, а 12% — по похудению. За прошедшие 2 года эти показатели, скорее всего, выросли. Опрошенные «Деловым Петербургом» эксперты считают, что введение лицензий — хорошая практика. Но закон будет работать эффективно только при грамотном, понятном и прозрачно отстроенном процессе их выдачи. Собеседники «Делового Петербурга» предполагают, что закон защитит права потребителей и привлечёт внимание к проблеме качества образования. При этом спрос на онлайн–образование сохранится, предполагают эксперты, но аккредитованные и лицензированные онлайн–школы будут меньше конкурировать с некачественными инфопродуктами. Сейчас появляются новые сферы знаний — например, искусственный интеллект и нейросети. У бизнеса растёт спрос на специалистов, которые умеют с ними работать, считает PR–директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов. Чтобы такие сотрудники появились на рынке, они должны получить новые знания и навыки. Таких новых сфер знаний цифровая экономика создаёт достаточно много. Так что будет сохраняться и спрос на образование. Нечестная игра А вот на так называемых «инфоцыганах» (блогерах, продающих курсы и тренинги, не несущие реальной ценности) поправки к закону могут не отразиться вообще. Продюсер медийных спецпроектов icontext Карина Стома считает, что с введением дополнительного регулирования «инфоцыган» всё же должно стать меньше. А у блогеров, работающих по закону, заработок, скорее всего, сократится. «Отсюда нас может ожидать рост цен на рекламу и интеграции. Другой вариант исхода событий — появление новых брендов и продуктов собственного производства как альтернативной деятельности. И конечно, получение лицензий крупными образовательными проектами под патронатом блогеров, если предлагаемые образовательные продукты будут действительно качественными. Также не исключено, что рынок блогерского обучения останется, но станет более завуалированным и приобретёт новые черты. Школы, университеты, академии и прочие ключевые слова, которые могут цеплять потенциальных покупателей, изменятся на другие — вебинары, встречи, обмен опытом», — предполагает Карина Стома. Андрей Шаромов надеется, что инициатива депутатов станет началом конца эпохи «королей инфобизнеса». «Они играют на струнах души потребителя, который верит в чудо, в волшебный однодневный курс по инвестициям, который сразу обеспечит доход в 300% от игры на бирже или создания стартапа. Вера в чудо — это понятная, изученная академической наукой часть российского менталитета. И не только российского. Но нельзя же давать мошенникам вольницу, чтобы они могли цинично и бесчеловечно на этом генерировать свой денежный поток. Лицензирование не панацея, но важный шаг в правильном направлении», — подчёркивает собеседник «Делового Петербурга».

Exit mobile version