Site icon Развивай себя

Жар, птица: фермеры Ленобласти нарастили обороты на рынке агротуризма

Закрепившиеся на рынке агротуризма сельскохозяйственные предприятия Ленинградской области повышают обороты. Принимать гостей не против многие, но создать инфраструктуру оказывается очень сложно. После перестройки туристических векторов в 2022 году среди россиян стал больше востребован агротуризм. Такой вид путешествий подразумевает выезд в сельскую местность с посещением адаптированных для приёма гостей фермерских хозяйств. Туристы погружаются в атмосферу деревенской жизни. Владельцы ферм и усадеб предлагают посетителям поухаживать за животными, приготовить самостоятельно какой–либо натуральный продукт, потрудиться на земле. По данным Россельхозбанка, лидерами по вовлечению россиян в сельский туризм являются Подмосковье, Краснодарский край, Калмыкия, Калужская, Тульская и Калининградская области. Фермеры Ленинградской области тоже заинтересованы в создании собственных турпродуктов. Спрос на путешествия в регионе есть. Однако пока далеко не у всех хозяйств имеется возможность начать принимать гостей. Помогают козы и павлины Наибольшим спросом в 47–м регионе пользуется проживание в деревенских усадьбах, посещение праздничных гуляний, гастрономические поездки, во время которых гости дегустируют продукты фермерского производства. А также сельские направления — когда туристы посещают хозяйства, знакомятся с аграрными технологиями, взаимодействуют с животными и растениями. Кстати, на некоторых фермах можно встретить не только коров и коз, но и страусов, павлинов, енотов и других необычных представителей животного мира. «Сложность для малого предпринимателя в сельском хозяйстве, как и в любом направлении, — неопределённость результата. Видя положительный опыт других, фермер хочет получить тот же эффект. Ведь всю продукцию можно продавать за счёт агротуризма», — утверждает президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда. Рима Петрова подтверждает, что за 5 лет приёма гостей ей удалось добиться практически 100% сбыта. Гости дегустируют, приобретают продукцию и заказывают блюда. При посещаемости порядка 4 тыс. человек в год реализуется около 50 тонн рыбы. «При развитии агротуризма формируется кластер. Небольшие хозяйства, занимающиеся молоком, сыром, колбасами, рыбой, благодаря потоку туристов могут не только увеличить товарооборот, но и нарастить клиентскую базу. Немаловажно, что у фермера появляется возможность продавать продукцию на своей территории. Минимизируются ситуации, когда предприниматель от непонимания, куда сбыть товар, продаёт его по демпинговым ценам», — добавляет основатель фермерского хозяйства «Приют Белоснежки» в Волосовском районе Геннадий Натёкин. Агротуристические проекты благотворно влияют не только на сами хозяйства, но и на объекты, расположенные по соседству. Фермер ранчо «Рикон» в Лужском районе Герман Кавун поясняет, что основная масса туристов приезжает из Петербурга. Потратив 2–3 часа на дорогу, многие остаются на несколько дней. Таким образом, увеличивается и количество броней в окрестных базах отдыха и частных коттеджах. Также благодаря оказанию туристических услуг фермеры могут сформировать более лояльное отношение к своей продукции со стороны покупателей. В городских торговых точках аграриям бывает крайне сложно конкурировать с брендами, которые формально заявляют свои товары как «домашние» или «фермерские». К качеству продуктов с такими наименованиями у потребителей давно сформировалось скептическое отношение. И в данном случае посещение фермы может стать решающим фактором выбора. «Когда туристы приезжают к нам, они убеждаются, что наш продукт действительно натуральный. Гости понимают, что купленный ими сыр произведён из молока коровы Маши, которую они только что покормили», — подмечает Герман Кавун. Он добавляет, что туристические услуги оказывают положительный эффект и на маркетинговое продвижение хозяйства. По его словам, за счёт экскурсий и других мероприятий для гостей количество подписчиков в социальных сетях ранчо поднялось на 8% за последний год. Недоступные гранты По данным администрации Ленинградской области, в 2023 году в регионе оказывали туристические услуги 28 фермерских хозяйств. При этом порядка 150 хозяйств отметили, что готовы тоже развиваться в туристическом направлении, если получат поддержку от государства и будет создана необходимая инфраструктура. В 2022 году Минсельхоз ввёл грант «Агротуризм». С помощью этой меры поддержки фермеры могут обустроить на территории хозяйств туристическую инфраструктуру: проложить дороги, благоустроить территорию, приобрести оборудование, инвентарь. В 2023 году грант удалось выиграть четырём фермерам из Ленобласти. Однако многие аграрии не спешат получать поддержку из–за условий: 70% выручки хозяйства должно приносить производство и только 30% — туристические услуги. «Если услуги агротуризма включить в раздел сельскохозяйственной продукции, то проблем с разделением бизнеса не будет. Всё работает в комплексе. Нельзя сказать, что лучше — ферма или гостиница. Если просядет реализация продукции, будет выручать агротуризм, а если туристические услуги — то, наоборот, сельскохозяйственный товар», — убеждён Геннадий Натёкин. Герман Кавун добавляет, что сложность развития хозяйства на грантовые средства или на целевые кредиты от банков заключается в строгой документации. «Если я беру кредит на постройку сырной кухни, то должен обязательно нанимать организацию, которая будет её возводить. Если я сам куплю материал и своими силами проведу строительные работы, банк не выдаст деньги. При этом строительство за последние 5 лет увеличилось в цене в 3 раза. В итоге никакой экономии. С одной стороны, мы получаем льготный кредит, но с другой — тратим больше денег на реализацию проекта», — описывает он ситуацию. Кадры в законе Не способствует интенсивному развитию и нехватка кадров в сельских районах. Причём, по словам фермеров, она только продолжает усугубляться. «Получить квалифицированных сотрудников крайне сложно. Людей нужно обучать, на что тоже уходят ресурсы. После чего работники могут просто уйти в более выгодное место», — делится фермер ранчо «Рикон». Второй барьер — земельное законодательство, которое ограничивает возведение гостевых домов на землях сельхозназначения. «Мы хотим создать условия, чтобы люди могли приехать, пожить и поработать на ферме. Но при строительстве хозяйства мы не думали о туризме, поэтому оно находится на полностью сельскохозяйственной земле. Чтобы построить здесь дома, приходится находить уловки», — добавляет эксперт.

Exit mobile version