ЦБ РФ усиливает влияние, скоро он распространит функции надзора над небанковскими игроками платёжного рынка В Госдуму поступил законопроект, который создаёт правовую основу для функционирования института небанковских поставщиков платёжных услуг (НППУ). Сегодня платежи и переводы могут осуществлять только банки и небанковские кредитные организации. В случае принятия закона такое право получат любые юрлица. Впрочем, регулятор смотрит в сторону МФО, страховщиков, маркетплейсов и других игроков рынка. Что предлагает изменить ЦБ в платежах Впервые термин НППУ появился в 2022 году. Регулятор анонсировал тогда реформу надзора над рынком платежей, предложив его участникам обсудить готовящиеся поправки в закон «О национальной платёжной системе». Представители ЦБ РФ в свою очередь заявляли, что «бизнес получает возможность создавать собственные платёжные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая издержки на платежи». В 2023 году резко против поправок выступило Минэкономразвития, высказав сомнения в «актуальности и экономической обоснованности» введения института НППУ. Против выступил и Минфин, и крупные банки. Тем не менее к концу августа 2024–го Госдума уже может назначить дату рассмотрения законопроекта, подготовленного членами комитета по финансовому рынку. Основная идея новаций — создать реестр поднадзорных ЦБ РФ участников денежных переводов. НППУ будут поделены на три типа: с капиталом от 5 млн до 10 млн рублей, от 10 млн до 50 млн и свыше 50 млн рублей. Первые смогут только инициировать денежные переводы по поручению клиентов, вторые — оказывать услуги по переводам денег в части агрегирования таких переводов, третьи — проводить платежи с открытием электронных кошельков. Сегодня платёжный рынок РФ функционирует не так, как хотелось бы мегарегулятору. Все игроки, которые не обязаны получать лицензии банка или НКО, работают в смежных сферах платежей именно при кредитных организациях. Однако пробные шаги к установлению контроля уже сделаны. Так, у ЦБ есть несколько реестров: операторов платёжных систем (в нём 25 действующих организаций, из которых 12 — банки) и операторов услуг информационного обмена (ещё их называют агрегаторами платежей, это своеобразные посредники, которые информационно и технически обеспечивают взаимодействие между банками и конечным получателем платежа). Последних уже 207 (на момент появления в 2020 году их было 170, из них лишь 24 являются банками). Для НППУ вменяется обязанность обеспечить нахождение средств клиентов на специальном счёте, открытом в Банке России. На средства на нём не может быть наложен арест по долгам НППУ, обращено взыскание, а также не могут быть приостановлены операции. Весенний пример с QIWI–кошельком, когда у его оператора, одноимённого банка, была отозвана лицензия и неожиданно выяснилось, что доступ к кошельку у его пользователей оказался заблокирован, а деньги на нём были не застрахованы в АСВ, в законопроекте никак не упомянут. «Принятие законопроекта будет способствовать качественному развитию безналичных платежей, усилению конкуренции на рынке платёжных услуг, формированию среды для развития инновационных платёжных сервисов, сглаживанию негативных экосистемных эффектов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кому будет выгодно развитие рынка платежей Потенциальные будущие участники рынка платежей позитивно воспринимают изменения в регулировании. Например, классический страховщик сможет напрямую принимать оплату страховых полисов в интернете, минуя посредников, что сократит его расходы. Малый бизнес, продающий товары в социальных сетях, также сможет подключиться к НППУ, что в теории обойдётся дешевле, чем проводить платежи через банк. «ЦБ точно знает, что делает в текущей сложной ситуации, предлагая на рынок разветвлённую инфраструктуру платежей», — высказал свою точку зрения один из руководителей платёжного направления в петербургском банке. «Для небанковских финансовых организаций инициатива открывает новые векторы развития. В условиях ужесточения регулирования это важно для поддержания баланса, — полагает Екатерина Захарова, финансовый директор Summit Group. — После существенного снижения процентного дохода МФО могут пойти по пути его замещения комиссионным доходом за счёт доппродуктов (например, активно наращивать продажи страховок, оказывать юридические консультации, организовывать сеансы телемедицины и др.), как это уже было на банковском рынке». «С точки зрения плюсов наличие у МФО возможности самостоятельно оказывать платёжные услуги потенциально позволит повысить лояльность клиентов. Клиентский путь в процессе пользования финансовыми продуктами будет упрощён, а комиссия уменьшится за счёт отсутствия посреднической структуры, обеспечивающей проведение платежей (банковский эквайринг), — говорит Анна Панкратова, директор по продуктам Moneyman. — Одновременно для бизнеса в целом сократятся расходы на платежи. Возможность совмещать основную деятельность с деятельностью небанковского поставщика платёжных услуг расширит набор опций, доступных клиентам в режиме одного окна». Из потенциальных негативных моментов эксперты выделяют риск мошеннических операций. Компании, которые захотят оказывать такие услуги, должны адекватно оценивать уровень информационной безопасности. В противном случае возможны утечки данных, мошенничество по скомпрометированным данным клиентов со стороны третьих лиц. Так или иначе инициатива долгожданна и потенциально позитивно влияет на весь рынок. Как минимум существенный рост конкуренции может охладить цены. В случае принятия законопроекта он вступит в силу через полгода после опубликования. Затем у организаций, желающих примерить на себя термин НППУ и вступить в реестр, будет 1,5 года, за этот срок им придётся привести свою деятельность в соответствие с требованиями.