Новая скоростная трасса ШМСД, которая пересечёт половину Петербурга, получит выходы не только на ключевые внутригородские магистрали, но и на новую кольцевую дорогу, которая будет построена в Ленобласти. Ход реализации ключевых транспортных проектов петербургской агломерации обсуждали 1 сентября на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области в присутствии губернаторов двух регионов, а также министра транспорта РФ Романа Старовойта. В частности, речь шла о проектах Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и КАД-2. «Подтверждён наивысший приоритет Широтной скоростной магистрали для страны. Также были подтверждены этапы и сроки реализации второго автомобильного кольца КАД-2», — рассказал по итогам заседания губернатор Петербурга Александр Беглов. Вопрос о том, какому из проектов отдать приоритет, возник ещё в начале года. В итоге было принято решение увязать их между собой так, чтобы две магистрали поддерживали друг друга. На данный момент предполагается построить небольшой соединительный участок в районе Колтушей. Внутри города ШМСД также получит съезды на крупные магистрали. Более того, новый проект станет связующим звеном на тех участках, которые уже давно ждут своего завершения. Так, например, в рамках развязки новой трассы с Союзным проспектом и проспектом Энергетиков будет построен путепровод, который свяжет эти два проспекта. Такое решение было запланировано ещё в советские времена. Проект планировки этой развязки сейчас проходит процедуру общественных обсуждений. Соответственно, каждый петербуржец может увидеть проектные решения на сайте комитета по градостроительству и архитектуре и оставить свой отзыв. Всего на ШМСД запланировано более 10 развязок. Они свяжут новую трассу с ЗСД, Витебским пр. и Воздухоплавательной ул., Софийской ул., Глухоозерским шоссе и ул. Седова, ул. 2-й луч, Октябрьской наб., Пр. Энергетиков и Союзным пр., пр. Наставников и пр. Солидарности, ул. Коммуны, КАД, Мурманским шоссе, Колтушским шоссе. Общая протяжённость трассы составит 35 км. Ход реализации проекта Примерная трассировка ШМСД была заложена ещё в генплане Петербурга 2004 года. С самого начала трассу решили прокладывать в полосе отвода железнодорожных путей. Также было принято решение построить новый мост через Неву. В 2005-2016 годах внутри города появилась первая скоростная трасса — Западный скоростной диаметр. Опыт, который был получен на этом проекте, перенесли затем на новый, который по сути стал продолжением ЗСД. В 2016 году было готово градостроительное обоснование ШМСД, ещё через год началось проектирование. При этом учитывалось мнение жителей. Так, трассу отодвинули подальше от жилых домов на ул. Ворошилова. В 2020 году правительство Петербурга и группа ВТБ подписали соглашение о строительстве Витебской развязки — первого участка ШМСД. Проект было решено реализовать в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве, по которому строился ЗСД. В 2021 году был выбран генеральный подрядчик первого этапа и стартовали строительные работы. Разрешение на строительство действует до 30 декабря 2026 года. Впрочем, городские власти рассчитывают открыть рабочее движение по первому участку новой трассы раньше. Этот участок обойдётся в сумму порядка 40 млрд рублей. В 2023 году концессионера для своих участков ШМСД выбрала Ленобласть. Концессионное соглашение заключено на 49 лет, из которых ориентировочный срок проектирования и строительства составляет около 8 лет. Планируемый объём инвестиций — порядка 110 млрд рублей. Ожидается, что в этом году Петербург также заключит концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию трёх участков ШМСД от Витебского пр. до КАД. Их примерная стоимость — 410 млрд рублей. Затраты на проектирование и строительство ШМСД делят между собой городской и федеральный бюджеты, а также частные средства концессионеров. В начале года федеральные власти уже подтвердили выделение 90 млрд рублей на петербургские участки трассы. В августе 2024 года вышел акт историко-культурной экспертизы моста Широтной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Эксперты пришли к выводу, что расположенные рядом объекты культурного наследия не пострадают. Чтобы мост не заслонял их визуально, его решено сделать низким и разводным. Зачем нужна новая трасса В соответствии с генеральным планом Петербурга, Широтная автомагистраль скоростного движения является одним из основных звеньев каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой и Западным скоростным диаметром. Создание ШМСД является важнейшим этапом развития транспортной системы города, обеспечивающим прямую связь восточных районов с южными и опосредованно через ЗСД — с северными, выводя транзитные транспортные потоки на систему скоростных и непрерывных магистралей в обход улично-дорожной сети города. Среди других задач, которые решает проект — обеспечение транспортной доступности новых жилых массивов Ленобласти, создание условий для редевелопмента территорий «серого промышленного пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га в непосредственной близости от исторического центра, подключение к перспективной автомобильной дороге «Подъезд к г. Всеволожску». В Смольном также подсчитали, что налог на прибыль только в рамках первого этапа ШМСД принесёт городу 3,6 млрд рублей до 2042 года. На каждый миллиард финансирования будет создано 450-550 рабочих мест, а также до 1,5 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.