Site icon Развивай себя

Реставрировать заброшенные памятники в Петербурге стали с большим трудом

От собственников «Новой Баварии» не смогли добиться реставрации методом штрафов. Случай примечательный, поскольку пустующих памятников сопоставимого значения в Петербурге ещё более десятка. Комитет по охране памятников проиграл в кассационной инстанции спор о понуждении к реставрации солодовни пивзавода «Новая Бавария» на Петровском пр., 9, лит. Н, — довольно известного памятника промышленной архитектуры. Примечательно, что несколько лет назад комитет выиграл это же дело по существу, но как будто ничего тем самым не добился. Эта история подсвечивает уязвимые места в принятой городскими властями тактике нарастающих штрафов — когда для побуждения к реставрации того или иного памятника собственника обязуют ежемесячно выплачивать определённую сумму до исполнения решения суда. Почему пустует «Новая Бавария» Краснокирпичное здание солодовни при пивоваренном заводе было построено в 1911–1912 годах по проекту гражданского инженера Льва Серка. Оно охраняется как региональный памятник архитектуры. К началу 1990–х годов здание перестало использоваться под производство (писали, что его тогда будто бы хотели снести), а впоследствии было продано. Как сообщал «ДП», в 2012 году солодовню купила компания ООО «Леонтьевский мыс», которая построила напротив жилой квартал. Здание собирались отреставрировать, приспособив под многофункциональный комплекс из офисов и апартаментов. В 2013 году городские власти выдали собственнику охранное обязательство, по которому работы должны были завершиться в 2020 году, но они всё не начинались. В декабре 2017 года КГИОП подал на «Леонтьевский мыс» иск в суд с требованием разработать проектную документацию и в конце концов отреставрировать памятник. В 2018 году иск был удовлетворён. С компании взыскали 338 тыс. рублей неустойки. Также впоследствии была установлена неустойка в размере 50 тыс. в месяц с 13 июня 2019 года (за неразработанную документацию) и ещё по 50 тыс. рублей в месяц с 21 мая 2020 года (за невыполненную реставрацию здания). Это закончилось тем, что в 2022 году «Леонтьевский мыс» (к тому моменту переименованный в ООО «Стройпроект») был признан банкротом, а солодовню перепродали. Сначала компании «Научно–производственная фирма “Тест”», а затем частному лицу — Сергею Кузнецову. Кто должен реставрировать «Новую Баварию» В КГИОП продолжали попытки добиться исполнения судебного решения и реставрации здания. В феврале 2023 года был выдан исполнительный лист. Но возбуждённое в отношении «Стройпроекта» исполнительное производство было вскоре прекращено — с потерей права собственности на объект перестало действовать и охранное обязательство. Тогда комитет попросил суд заменить должника, чтобы им стал новый собственник здания — Кузнецов. В КГИОП настаивали, что к новому собственнику по закону «Об объектах культурного наследия» должны были перейти от старого все обязанности по содержанию здания. Однако так как в 2023 году комитет выдал новое охранное обязательство, а действие прежнего было прекращено, суд рассудил, что к Кузнецову никаких обязанностей не перешло. В удовлетворении требований КГИОП отказали, на этот раз — в кассационной инстанции. Если резюмировать, выходит, что ни прежнего, ни нового собственника принудить выполнить реставрацию по суду за несколько лет не смогли. Новый собственник, конечно, должен отреставрировать здание по охранному обязательству 2023 года. Но указанный там срок работ нереалистичен, поскольку давно прошёл. В документе указано, что здание нужно отреставрировать в соответствии с решением арбитражного суда 2018 года (по тому самому иску КГИОП к «Леонтьевскому мысу»). То есть в срок не позднее 2020 года. Теперь, если городские власти не откорректируют эти сроки самостоятельно, вероятны новые разбирательства. Сколько в Петербурге пустующих памятников Пример с солодовней показывает, как сложно добиться реставрации памятников архитектуры, когда у собственников нет для этого возможностей или особой заинтересованности. Юридические тонкости могут варьироваться от случая к случаю, но суть та же: подходящих кнута и пряника у государственных органов не находится. К реставрации или по крайней мере противоаварийным работам удаётся приступить в случаях, когда крупный ущерб для памятника очевиден. Так, «Невскую мануфактуру» на Октябрьской набережной начали восстанавливать после пожара, но и там перспектива приспособления здания к современному использованию не вполне ясна. Градозащитники, как правило, не склонны составлять эффектные списки разрушающихся домов. Поскольку это могло бы создать ошибочное, по их мнению, впечатление, что центр города рушится и сыграло бы на руку проектам реновации и другим начинаниям крупных застройщиков. Тем не менее время от времени неравнодушными людьми такие списки составляются. В 2021 году президент Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей представил первый том книги «Утраченный Петербург». Автор говорил, что взялся за такую книгу после того, как вернулся из двухлетнего плена в Ливии в родной город и «не узнал его». Впрочем, многие из попавших в фокус построек пустовали и до его поездки. Из более 150 зданий в этом альбоме (не все из них имеют статус памятника) значительная часть остаётся примерно в прежнем виде и ныне. Например, уже много лет пытаются приспособить под многофункциональный центр сталинский кинотеатр «Москва» на Старо–Петергофском пр. (первый в стране трёхзальный кинотеатр). Интересно, что «ДП» наносил его на карту заброшенных зданий ещё в 2017 году. Собственник, впрочем, вёл там некие работы, но без особого внешнего эффекта. Стоит заколоченным вокзал железнодорожной станции Сергиево (в советское время — Володарская) — один из старейших в России. В РЖД считают, что здание не соответствует современным требованиям, для него подыскивали арендатора или инвестора. КГИОП выиграл суд по этому зданию, и, по–видимому, у железнодорожников меньше возможностей обанкротиться или просто передать кому–то здания, чем у частных инвесторов. Неоднократно горевший особняк XVIII века «Дом А. Черкасского (Риттеров)» в настоящее время стоит с затянутым цветным баннером фасадом, очевидно, чтобы не портить парадный вид Университетской набережной. На фоне баннера гордо возвышается скульптура первого архитектора Петербурга — Доменико Трезини. Собственника здания миллиардера Бориса Берсона неоднократно пытались привлечь к ответственности за бездействие в вопросе сохранения объекта культурного наследия регионального значения. Однако на заседания суда он не являлся. В итоге против Берсона возбудили уголовное дело, но в сентябре 2023 года оно было прекращено в связи с истечением срока давности. По некоторым зданиям появились планы и обещания. Так, Сельдяной ряд Никольского рынка, что стоит полуразрушенным позади Никольских рядов, хотят приспособить под библиотеку. А Пробирную палату на канале Грибоедова хотят воссоздать под спорткомплекс с бассейном (впрочем, подо что её только не собирались приспособить). При этом ситуация с рядом зданий изменилась. Был частично разобран дом Басевича на Большой Пушкарской ул. (здание приспосабливают под апартаменты для артистов). В нынешнем году застройщик Setl Group объявил о начале реставрации фасадов дома Веге на Октябрьской наб., который долго стоял в ожидании лучших времён. А другой застройщик, AAG, приступил к реставрации деревянного особняка Бремме на 12–й линии Васильевского острова, известного также как «Витаминная аптека». «Деловой Петербург» направил вопросы в КГИОП.

Exit mobile version