Site icon Развивай себя

Три полости сюрпризов. Часть II

Три полости сюрпризов. Часть II

Итак, мы разобрались с тем, где расположены серозные оболочки и как они развиваются, однако, какова же их функция? И снова сюрприз – о том, зачем они нужны, до настоящего времени идут горячие споры.

Считается, что у самых древних общих предков всех целомических животных вторичная полость тела выполняла сразу несколько функций: была гидростатическим скелетом, поддерживала форму тела и даже позволяла передвигаться (это и сейчас можно увидеть на примере кольчатых червей), обеспечивала функцию обмена, выделения, иммунной защиты и продукции половых клеток.

Ну а человеку-то она зачем? Как ни странно, но в некотором смысле этот орган и сейчас выполняет все эти функции (ну за исключением, разве, что размножения).

Для начала отметим, что самой заметной особенностью серозных оболочек является способность продуцировать жидкость (ну в целом логично – гидроскелет же), да только позвоночным он не нужен, и эта жидкость теперь выполняет функцию своего рода «смазки», которая препятствует слипанию и трению органов, расположенных в одной серозной полости. Тут тоже не без неожиданностей – в разных источниках можно найти два противоречивых мнения о то, выделяется ли жидкость непосредственно клетками серозных оболочек или появляется вследствии пропотевания жидкой части крови – плазмы – через стенки сосудов, проходящих в таких оболочках. И это несмотря на 700 лет изучения человеческого организма. Впрочем о гистологии мы ещё поговорим позже.

В разных полостях содержится разное количество такой жидкости – меньше всего (влагалище яичка не считаем, там жидкости очень мало) в плевральной полости – 10 – 20 мл (0,1 – 0,2 мл/кг веса), потом идет перикард – 10 – 50 мл, но наибольшее количество содержится в брюшной полости – не более 150 мл.

Эта жидкость постоянно образуется и всасывается, циркулируя по серозным полостям. Так, известно, что на брюшине есть точки, где жидкость преимущественно образуется, есть те – где преимущественно всасывается, а есть индифферентные участки. Наибольшее количество жидкости образуется в области брыжейки аппендикса и слепой кишки, и наиболее активное всасывание идёт в области брыжейки тонкой кишки, в области диафрагмы и прямокишечно-пузырном углублении у мужчин или прямокишечно-маточном (Дугласовом пространстве) – у женщин.

Женщины вообще уникальные существа – у представительниц прекрасного пола брюшная полость не замкнутая и сообщается с внешней средой через маточные трубы, которые, соединяясь с полостью матки, обеспечивают сообщение с окружающей средой через влагалище (Рис. 1 — 2). Во внешней среде живут различные патогены, в первую очередь бактерии и грибки, а значит, для того, чтобы обеспечить выживание организму, серозные оболочки должны обладать серьёзными барьерными, а лучше даже иммунными свойствами. И таковые действительно есть.

Начнём с иммунных. В серозной оболочке (особенно на брюшине) можно найти специфические скопления лимфоидных элементов, в некотором роде сходных с пейеровыми бляшками подвздошной кишки. Кроме того, клетки мезотелия способны выделять вещества, обладающие свойствами привлечения клеток иммунной системы и активаторы свёртывания крови. Но, пожалуй, самой замечательной особенностью брюшины является способность самостоятельно отграничивать воспалительные процессы. И максимальной силы эта способность достигает у млекопитающих.

Дело в том, что у представителей этого класса живой природы есть т.н. большой сальник – удвоенная дубликатура висцеральной и париетальной брюшины (т.е. 4 слоя). Он расположен в виде фартука, непосредственно под передней брюшной стенкой (Рис. 3 — 4). В случае, если где-то в брюшной полости развивается воспалительный процесс, пряди большого сальника окутывают это место, а клетки мезотелия начинают выделять фибрин – белок, образующий нерастворимый «каркас – клетку», через который может приникнуть далеко не всякий микроорганизм. Эта способность брюшины хорошо и давно известна хирургам, и во времена, когда хирургия делала только первые робкие шаги, а полости человеческого организма оставались закрытыми для врачей, в ряде случаев (при проникающих ранениях живота или воспалительных заболеваниях) пациенту прописывали строгий постельный режим, голод и холодные компрессы на область живота в надежде на то, что воспалительный процесс отграничится от остальной брюшной полости и стихнет. В ряде случаев, выходящем за пределы статистической погрешности, эта методика работала.

Возможности изолировать воспалительные очаги способствует и сложное строение брюшины. В ходе индивидуального развития кишечная трубка делает многочисленные изгибы и повороты, всюду ведя за собой брыжейку. В результате этого процесса вся брюшная полость оказывается разделена на отдельные этажи, каналы и пазухи (синусы) (Рис 5 — 7). Так, из-за взаимного движения желудка и толстой кишки, образуется желудочно-толстокишечная связка, делящая брюшную полость на верхний и нижний этажи. Именно эта особенность делает знание о том, как и какие органы покрыты брюшиной, необходимым для врача любой специальности, поскольку позволяет довольно точно диагностировать ту или иную болезнь по типичным болевым синдромам.

А болевые синдромы при поражении брюшины очень яркие. Дело в том, что все серозные оболочки густо иннервированы. Нервный аппарат брюшины включает в себя рецепторы практически всех типов, в т.ч. и температурных. Вероятно, это напоминание о том, что у наших предков целомические полости отвечали за поддержание гомеостаза – постоянства внутренней среды организма.

Однако, удлинение кишечной трубки привело не только к обособлению брюшной полости на отдельные компартменты, следствием этого стало и увеличение площади поверхности брюшины, которая вполне соответствует общей площади поверхности кожи (она считается самым большим органом). Так, в среднем площадь брюшины составляет 20400 см2, а кожи – 20500 см2. И, в ряде случаев, эта поверхность берёт на себя выделительную функцию. При повреждении почек именно с поверхности серозных оболочек начинают выделяться токсичные азотистые шлаки. И этой особенностью также пользуются медики. При невозможности проведения гемодиализа, пациенту выполняют т.н. перинеальный диализ. Через отверстие в стенке живота в брюшную полость вводят специальные растворы, которые «забирают» продукты азотистого обмена. Через некоторое время раствор «выливают» из полости живота и состояние пациента на некоторое время улучшается (рис. 8).

Ну и в завершении рассказа, следует сказать пару слов о клеточном строении серозных оболочек. Как уже говорилось выше, клеточный слой брюшины представлен мезотелием – специфической тканью мезодермального происхождения. Это уплощённые клетки, которые покоятся на базальной мембране, поддерживаемой сетью соединительнотканных волокон. Форма и высота клеток зависит от степени наполнения органов, которые окутаны серозой. Так, при растяжении клетки уплощаются, и при опорожнении органа – приобретают более призматическую форму. Подавляющее число мезотелиоцитов представлено многоугольными, нередко многоядерными клетками, снабжёнными ресничками или микроворсинками, поверхность который покрыта тончайшим слоем гликопептидов, интенсивно адсорбирующих образующуюся жидкость (Рис. 9 — 10). Между собой, клетки мезотелия соединены с помощью десмосом, плотных и щелевых контактов – так, как это бывает, например, в эпителиальных тканях. Удивительно, но несмотря на особенности строения среди исследователей нет единого мнения, к какому типу тканей относить мезотелий. Морфологически он, конечно, соответствует эпителию, но, поскольку не имеет непосредственной связи с внешней средой (ну если не брать в расчёт женщин), не может таковым считаться. Другие исследователи склонны относить эту ткань в группу соединительных – по причине его мезодермального происхождения. Однако, особенности строения и функции не позволяют считать мезотелий соединительной тканью. Поэтому в ряде источником мезотелий обозначают как специализированную ткань целонефродермального типа.

Спектр выполняемых функций, специфика строения и происхождения делают серозные оболочки уникальными анатомическими структурами, в изучении которых ещё не поставлена финальная точка, и которые, наверняка, хранят в себе еще множество сюрпризов и неожиданностей.

Список использованной литературы:
1. Алмазов И.В., Султанов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина,1978
2. Андронеску А. Анатомия ребёнка – Бухарест: издательство «Мередиане», 1970
3. Быков В.Л. Частная гистология человека (краткий обзорный курс). 2-е изд. – СПб.: СОТИС, 1997
4. Большая медицинская энциклопедия / Глав. ред. А.Н. Бакулев / изд. 2-е. Том ХVII «Боголюбов — Везалий» — М. Государственное издательство Медицинской литературы, 1958
5. Большая медицинская энциклопедия / Глав. ред. А.Н. Бакулев / изд. 2-е. Том ХVII «Медиаторы — Мерпанит» — М. Государственное издательство Советскуая Энциклопедия, 1960
6. Гарстукова Л.Г., Кузнецов С.Л., Деревянко В.Г. Наглядная гистология. Общая и частная – М.: МИА, 2008
7. Данилов Р.К. Гистология, Эмбриология, Цитология. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. – М.: МИА, 2006
8. Гистология. Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. /издание 5-е, переработанное и дополненное/ — М.: Медицина, 1999
9. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас. Под ред. О.В. Волковой, Ю.К, Елецкого – М.: Медицина, 1996
10. Йоганес В. Роен, Чихиро Йокочи, Элки Лютьен-Дреколл. Большой Атлас анатомии. Фотографическое описание человеческого тела – М.: Внешсигма, 1997
11. Кузнецов С.Л. Пугачёв М.К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии. – М.: МИА, 2004
12. Неттер Ф. Атлас анатомии человека / под ред. Н.О. Бартоша, Л.Л. Колесникова. – Пер. с англ. А.П. Киясова. – 4-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007
13. М.Г. Привес, Н.К, Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека – СПб.: Гиппократ, 1999
14. М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. Анатомия человека /3-е издание исправленное и дополненное/ Том II. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
15. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека в трёх томах. Том II. Учение о внутренностях и сосудах / изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Медицина, 1963
16. Тонков В.Н. Учебник анатомии человека /издание 5-е, переработанное/. Том I – Л.: МЕДГИЗ, 1953
17. Тортора, Джерард. Анатомия. Физиология : Фундаментальные основы : [перевод с английского] / Джерард Тортора. Брайан Дерриксон. – 15-е издание. – М.: Эксмо, 2023
18. А. Хэм, Д. Кормак. Гистология /пер. с англ. Л.И. Вайсфельд, кбн В.А. Отрощенко. Под ред. дмн Ю.И. Афанасьева, дбн Ю.С. Ченцова/ — М.: МИР – 1983
19. Энтони Л. Мешер Гистология по Жункейре. Учебное пособие. Атлас. /пер. с англ. Под ред. проф. В.Л. Быкова/ — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022

#Биология@inbioreactor
#Медицина@inbioreactor
#Анатомия@inbioreactor
#Гистология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #Самсонова@inbioreactor
#Наука #Научпоп

Exit mobile version