Hасекомое стерпит всё –
Самоконтроль,- есть самоконтроль.

Боль — это то чувство, которое испытывают далеко не все животные. Порой считается, что это чувство доступно только тем, у кого есть сознание, то есть, высокосоциализированным животным, либо животным, у которых сложный мозг, либо сложно устроенная центральная нервная система.

На первый взгляд, у насекомых, за исключением эусоциальных видов, нет ничего сложного, как и у их родственников, — раков. Но это только лишь на первый взгляд, ибо, хотя насекомые не способны копить стыд и зависть, но умеют жалобно скрипеть на зубах, и «вскрикивать мясом» под ножом.

То есть, скорее всего, чувствуют не только ноцицепцию (простую рефлекторную реакцию, схожую с раздражением), но и самую настоящую боль.

Боль, в отличие от раздражения и ноцицепции, — это сложное эмоциональное состояние, включающее в себя дистресс и страдание.

Минимальными системными требованиями для того, чтобы организм имел возможность страдать, являются наличие интегративных областей мозга, которые способны к сложной обработке получаемых извне вредных сенсорных сигналов, с помощью подключенных к мозгу ноцицептивных сенсорных нейронов. Я об этом уже писал здесь.

Так вот, чтобы доказать, что насекомое испытывает боль, нужно сначала доказать, что у него есть ноцицептивные сенсорные нейроны, а затем доказать, что насекомое способно субъективно переживать результат ноцицептивной реакции.

Это означает, что когда например ты, дорогой читатель, кидаешь своих членистоногих друзей на сковороду, то они не просто будут извиваться и копошиться, или есть бульончик, а они реально будут стремиться убежать, укрыться, улететь.

И более того, если им удастся спастись от агонии, то насекомые потом реально будут субъективно переживать результат ноцицептивной реакции. Они будут, время от времени, ухаживать за повреждённой областью, испытывать страх при виде сковороды, или отказываться от пищи. То есть, насекомые будут испытывать то, что уже мы, люди, можем оценить как страдание.

Но сначала нужно всё равно найти ноцицепторы. И это ещё не всё. Нужно объективно показать, что их наличия хватает для того, чтоб проводить ноцицептивную реакцию, отличную от простого раздражения.

Это означает, что насекомое не должно быть гидрой, которая реагирует на любой раздражитель физиологически одинаково. Оно должно отвечать по-разному на любые раздражители.

Так вот, насекомые, от бабочки до таракана, таким свойством обладают. Доблестные учёные совершенно этично, и, самое главное, оправдано и высокоморально, напрепарировали, нарасчленяли, напротыкали, уже целую кучу насекомых, чтобы постановить, что они имеют в своей, казалось бы, примитивной центральной и периферической нервной системе, афферентные центры, которые и производят то самое свойство.

И тут мы приходим к следующему. Раз эти товарищи испытывают ноцицепцию, что ещё недавно казалось глупостью, то, может, и боль они испытывают, хотя бы слабый её компонент?

Может, конечно, не все. Ведь разные насекомые имеют совершенно разные адаптации к разным средам обитания. И, скажем, какие-нибудь условные вши, комары, блохи, — не чета сложно устроенным термитам, пчелам, жукам и т. д. Тем не менее, часть насекомых, возможно-таки, может страдать? Почему бы такое не предположить?

Собственно, учёные и предположили. И не только! Они продолжили свое благородное дело по допытыванию самоконтроля у насекомых. Ведь, как говорится, насекомые стерпят всё.

Так, трое исследователей из Лондонского университета королевы Марии, и Тегеранского университета, под руководством Ларса Читтки, установили, что насекомые способны субъективно переживать ноцицептивную реакцию, подобно людям.

Как условный человек с дырой в животе, сознательно «стискивает зубы» и терпит боль, например, чтоб не выдать свое расположение хищнику, так и условная муха ,на разогретом металлическом полу, при виде паука ,выберет горячий пол, а не паука (в обычных условиях муха сразу покидает то, что причиняет ей боль).

Обзор литературы позволил ученым найти целую серию примеров подобного поведения у насекомых, позволяющего им гибче реагировать, и адаптироваться к опасности в различных обстоятельствах.

В частности, ощущая боль, насекомые демонстрируют пониженный аппетит и заторможенное пищевое поведение. Единственное, что не имеют насекомые, в отличие от нас с вами, это опиоидные рецепторы в нейронах, которые притупляют боль. Вместо них боль притупляют, вероятно, следующие пептиды: дросульфакинин, аллостатин-С или лейкокинин.

Но ,так или иначе, насекомые страдают! Все это приводит к выводу о том, что они способны к слабому, но настоящему «субъективному переживанию боли». 

Конечно, это не млекопитающие, но и не гидры. Это насекомые, насекомые,
насекомые, насекомые, насекомые.
Мировой ништяк, мировой ништяк,
Мировой ништяк, мировой ништяк,
Hасекомые, насекомые, насекомые….

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Ефимов@inbioreactor
Редактура:#Хасанова@inbioreactor
#Наука #Научпоп
Video: Насекомые стерпят всё