Сельское хозяйство ожидают непростые времена. Сумеет ли отрасль справиться с новыми вызовами, зависит как от крупных агрохолдингов, так и от фермерских хозяйств. Сельское хозяйство зачастую воспринимается как одна из самых консервативных отраслей экономики. Но такой взгляд справедлив лишь отчасти. Эффективный бизнес не может игнорировать актуальные тенденции, даже если он связан с производством самых традиционных и базовых продуктов. Поэтому цифровизация, использование высоких технологий и внедрение инноваций необходимы агропромышленному комплексу не меньше, чем ретейлу или машиностроению. И речь идёт не только о производстве, но и о том, как товары в итоге попадают на полки магазинов. При этом сельское хозяйство остаётся крайне зависимым от мер государственной поддержки, так как инвестиции здесь работают на длинной дистанции. Тем важнее для сельхозпредприятий становится разнообразная кооперация и взаимодействие на уровне ассоциаций. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола «Агропромышленный комплекс: новые подходы к производству и продвижению», состоявшегося в редакции «Делового Петербурга». Приманка для инвесторов Разговор начался с обсуждения ситуации в молочной отрасли как одной из самых важных для АПК Северо-Запада. Один из крупнейших игроков, представленных в регионе, — агрохолдинг «ЭкоНива», лидер по производству сырого молока в России и Европе. По данным 2023 года, предприятия холдинга произвели более 6% от всего товарного молока в стране. Также компания занимается растениеводством, переработкой молока и поставками сельскохозяйственной техники. Однако для того, чтобы инвесторы не уходили с рынка, они должны быть уверены в окупаемости своих вложений. Для этого, по мнению Любови Аксёновой, важно сохранять все меры господдержки, касающиеся как инвестиционной, так и операционной деятельности. Речь идёт о компенсации инвестиционных затрат, доступности льготного кредитования по комфортным ставкам, а также стимулирования самих производителей — например, сохранении субсидии «на литр молока». Если поток инвестиций не сократится, это будет способствовать развитию не только внутреннего производства, но и экспортного направления. Накануне идеального шторма Директор Санкт-Петербургского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Алексей Кольчик обратил внимание на важную тенденцию, которая в том числе наблюдается как раз в молочной отрасли. «Происходит чёткая централизация. Сейчас в Ленобласти практически не осталось средних предприятий со стадом до 600 голов крупного рогатого скота. Остались крупные предприятия, от тысячи голов, и, соответственно, какой-то крафт, который может себе позволить привозить дорогие породы, например джерсейскую породу, для определённого производства, допустим сыра. И это будет продолжаться. То есть мы говорим о том, что будут только очень большие или очень маленькие предприятия», — рассказал он. Кроме того, Алексей Кольчик напомнил, что со следующего года льготные кредиты для аграриев будут выдаваться под плавающий процент — он будет зависеть от ключевой ставки ЦБ. Всё под контролем О ситуации на зерновом рынке рассказал заместитель технического директора органа инспекции Санкт-Петербургского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Вячеслав Осипик. «Каждый год утверждается план, по которому проводится государственный мониторинг той или иной культуры. В этом году это главная зерновая культура в нашей стране — пшеница. Нам подконтрольно три субъекта Федерации нашей страны — Санкт-Петербург, Ленинградская и Псковская области. Урожайность достаточно высокая, мы бьём рекорды — собираем около 40 центнеров с гектара, то есть на уровне южных регионов», — отметил он. Взятые пробы зерна исследуются по 20 показателям, благодаря которым можно составить полное впечатление о качестве зерна. Важное значение для контроля ситуации имеет внедрение ФГИС «Зерно». На текущий момент в ней зарегистрировались уже практически все сельхозпредприятия страны. С 1 сентября закончился тестовый период и информационная система начала работать в полную силу. Во ФГИС «Зерно» учитывается зерно для любых целей: реализации на пищевые нужды, на корм скоту, для производства комбикормов и так далее. Благодаря работе системы осуществляется полный контроль за перемещением зерна. В том числе и через границу. «Экспорт в нашей стране — одно из основных направлений агропромышленного комплекса, так как Россия является крупнейшим экспортёром зерна в мире. Все перемещения контролируются федеральными государственными информационными системами, чтобы исключить теневой рынок. Экспорт очень сильно развивается. Все помнят прошлогодний саммит России и Африки, который проходил в Петербурге, — его действие мы до сих пор фиксируем, география экспорта зерновой продукции и продуктов переработки продолжает расширяться. Кроме традиционных Египта и Алжира отгрузки происходят в различные другие страны: Того, Мали, Нигерию, Эритрею и так далее», — рассказал Вячеслав Осипик. Контролю качества зерна, которое идёт на экспорт, придаётся особое значение, так как на кону в конечном итоге стоит репутация государства. При этом, разумеется, контролируется и то, что ввозится на территорию России, так как это напрямую связано с продовольственной безопасностью. Непосредственно для Петербурга и Ленинградской области тема контроля зерна является особенно значимой, так как регион по-прежнему выполняет функцию «западных ворот» России. И в свете текущих политических событий эта роль не только не ослабевает, но скорее наоборот, усиливается. «Цифра» для фермеров От темы «большой цифровизации» и внедрения государственных информационных систем разговор перешёл к тому, как использование современных технологий может помочь конкретным сельхозпроизводителям, чтобы их продукция легче попадала на полки магазинов. По экспертным оценкам, на сегодняшний день цифровизация охватывает лишь 30% российских предприятий агропромышленного комплекса. Так что пространство для роста огромно. Со стороны бизнеса постепенно растёт интерес к IT-решениям, использованию big data и другим инструментам диджитализации. «Население растёт — спрос тоже. Соответственно, встаёт вопрос, как удовлетворить потребности бизнеса в продажах, где найти своего потребителя и на каком языке с ним говорить. У всех разные подходы, разные цели и задачи бизнеса, но по факту с точки зрения маркетинга все идут очень схожими путями. Диджитализация толкает нашу сферу к внедрению постоянных инновационных продуктов, решений, проведению исследований. Мы всё более открыты к тому, чтобы менять бизнес, трансформировать, находить какие-то решения, чтобы лучше узнать свою целевую аудиторию, найти каналы сбыта», — описал ситуацию медиадиректор АdAurum Group Евгений Воронов. Однако для того, чтобы модернизировать любое предприятие, необходимы ресурсы. У малого бизнеса их зачастую не хватает — слишком много сил уходит на поддержание текущей деятельности. При этом именно фермеры зачастую могут получить от цифровизации большую отдачу. «У них более приземлённые задачи. Они, к сожалению, наверное, для моих коллег по цеху, реже задумываются про какие-то стратегии, про долгосрочные решения. Не углубляются в вопросы видеонаблюдения, видеоаналитики, которая тоже очень далеко шагнула в последние годы и полномасштабно внедряется в разных сферах, как в городской среде, так и в промышленной. Но если говорить про конечную задачу — про продажи и поиск своего покупателя, то её решают все. Как огромные холдинги, так и небольшие предприниматели», — отметил Евгений Воронов. Немалую роль в этом вопросе играет и кадровый голод, от которого в наше время страдают все отрасли. Если у крупных агрохолдингов есть возможность нанять специалистов или даже выделить в штате целое подразделение, которое будет заниматься IT или исследованием больших данных, то в небольших хозяйствах зачастую всем занимается непосредственно директор или владелец. И в приоритете у него, конечно, всегда будет стоять элементарное обеспечение повседневной нормальной работы предприятия. Впрочем, бывают и совсем другие примеры. «Есть замечательное фермерское хозяйство, называется «Жили-Были». Это первый фермер, у которого 3 года назад я встретил девушку, которая прицельно занималась именно smm. И очень классно всё сделано у них. И таких примеров много. Те фермеры, которые себе не могут позволить хороший сайт, не могут себе позволить организацию хорошей логистики по доставке, собственно говоря, не выживают. Я уж не говорю про крупные предприятия», — рассказал о своём опыте Алексей Кольчик. Реальные цели Сельхозпредприятия могут рассчитывать на поддержку не только в форме лизинга или кредитования. Несколько интересных проектов реализует Россельхозбанк. С 2020 года работает маркетплейс «Своё Родное», ориентированный на продажу фермерской продукции широкой аудитории. Каждый квартал количество заказов на нём увеличивается. Кроме того, организуются мероприятия, направленные на завязывание деловых связей. «Мы проводили бизнес-завтрак, в котором участвовали бренд-шефы крупнейших ресторанных групп Санкт-Петербурга и крупнейшие, самые, на наш взгляд, качественные фермеры. Получился очень интересный диалог. Люди друг друга ищут, но, к сожалению, не всегда находят. Будем эту тему продолжать», — рассказал Алексей Кольчик. Сейчас перед отраслью стоят амбициозные задачи. Согласно утверждённым весной нынешнего года национальным целям развития РФ, к 2030 году российским производителям пищевых продуктов и предприятиям агропромышленного комплекса предстоит увеличить объёмы производства на 25%, экспорт — в 1,5 раза, а также нарастить инвестиции в основной капитал на 60% и обеспечить технологическую независимость отрасли. Достижение этих целей зависит как от крупных агрохолдингов, так и от небольших фермерских хозяйств. «Я руководствуюсь оптимизмом. Все цели абсолютно достижимы, на мой взгляд. Жаль, что в прошлом были допущены некоторые ошибки, не хватало стратегического мышления. Надо было раньше думать о развитии производства, переработке, в том числе и молока. Но ситуация заставляет адаптироваться, и мы понимаем, что сейчас всё зависит от нас самих», — подвёл итог Алексей Кольчик.