Прибыль индустрии гостеприимства растёт, однако это же можно сказать и о расходной части. Вводимые на законодательном уровне требования не позволяют предпринимателям расслабиться, а подходить к решению кадрового вопроса приходится творчески. В то же время потребительский интерес к новым форматам стимулирует бизнес трансформировать предложение. Представители индустрии гостеприимства подвели итоги высокого сезона на круглом столе «Делового Петербурга». Уходящий сентябрь порадовал тёплой погодой. Тенденция нескольких последний лет — бронирование отелей накануне заезда, решение принимается в последний момент, поэтому для гостиничного бизнеса природный фактор важен, он влияет на спрос. Как рассказала председатель правления Ассоциации развития внутреннего туризма «Лига туроператоров Санкт-Петербурга» Елена Сергеева, в 20-х числах сентября загрузка в петербургских гостиницах составляла порядка 85%. Как поделилась pr-директор сети бутик-отелей ACADEMIA Елизавета Нефёдова, в середине месяца этот показатель у компании был на уровне 88%, ADR (средняя цена номера за ночь) повысился год к году, как и средний чек туриста за счёт таких услуг как трансфер, заказ экскурсий, украшение номера. «Туристам, которые приезжают в город на Неве, всегда хочется прикоснуться к истории Петербурга, города-музея. Разделяя этот интерес, мы развиваем формат исторических отелей: бывшие особняки и доходные дома XVIII-XIX веков в центральных районах получают вторую жизнь, превращаясь в эстетичные бутик-отели с большой историей. Например, в День туризма на Моховой улице мы торжественно открыли бутик-отель ACADEMIA Особняк SHUVALOFF, в котором когда-то жил граф Шувалов — представитель известного рода и друг Лермонтова. В его особняке, который реставраторы бережно восстановили, теперь проживают гости Северной столицы. У туристов есть возможность погрузиться в великую эпоху. И сегодня мы можем говорить об интересе туристов к бутик-отелям — это доказывает статистика. За год средний чек наших гостей увеличился на четверть. Сейчас прямые продажи от общего дохода достигают 75%. Историческая концепция и центральная локация позволяют продавать номера дороже в среднем на 10-15%, чем другие отели на рынке уровня 4 звезды. Чаще всего наши гости посещали город как туристы и в рамках командировки. Интересно, что более 45% бронирований в нашей сети отелей приходится на повторные визиты, что говорит о высоком сервисе в сети. В связи с увеличением турпотока и ростом продаж компания планирует расширяться. Сейчас в Петербурге в процессе восстановления находится исторический отель — ACADEMIA Особняк на Фонтанке 4*, кроме того, в Москве мы начали работать над будущим бутик-отелем ACADEMIA Особняк VOLKONSKIKH. Мы активно принимаем участие в крупных отраслевых мероприятиях по туризму, с целью продвижения бренда сети отелей на внутреннем и международном рынках сферы гостеприимства», — говорит Нефёдова. Ситуации в Петербурге и Ленобласти отличаются, отметила руководитель по развитию бизнеса сервиса «Островок» в СЗФО, Западной Сибири и республике Беларусь Ксения Безбородова. По городу число бронирований стабильно растёт на 25% год к году. Показатель неплохой, хотя и уступает некоторым регионам, демонстрирующим трёхзначные числа. Например, в Мурманской и Архангельской областях, а также Калининграде прирост достигает 100-150%. «Самый большой приток был в 2022 году, тогда люди растерялись при выборе места для летнего отдыха, и отдали предпочтение городу на Неве, и он впервые превысил показатели Москвы, сейчас вернулся на третье место — после столицы и Сочи», — констатировала Безбородова. По словам руководителя сети коттеджей «СОВА» Ольги Тимофеевой, в Ленобласти рост составил 70% год к году, он происходит, по мнению эксперта, в основном за счёт появления новых объектов. Приезжайте ещё По данным СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро», 50% туристов, прибывающих в Петербург — возвратные. Их было на 10% больше, чем год назад. Город соревнуется за внимание путешественников с Москвой, Казанью, Нижним Новгородом, и в этом отношении показатель повторных визитов важен. Интересно, что доля гостей, приезжающих из Москвы, уменьшается (в 2023 году — 40%, в 2024 — 30%), благодаря росту активности туристов из регионов. «Мы стараемся показать гостям то, чего они у нас ещё не видели. В рамках проекта «Музейные вечера» к нам обращаются музеи, создатели реконструкций и иных площадок, туроператоры включают их в свои маршруты. За последние 9 месяцев на рынок вышли музей-особняк «Небылица», экскурсии по кораблю «Полтава», «Музей теней», «Ленфильм», подводная лодка Д-2 «Народоволец» — филиал Центрального Военно-морского музея», — рассказал генеральный директор «Городского туристско-информационного бюро» Юрий Богданов. Эксперты указывают, что для Петербурга и всего Северо-Запада один из важнейших вопросов касается воздушных ворот. Число самолётов, которые удаётся принимать за год, несопоставимо с показателями Лондона или Парижа. Хотя количество полётных программ в город растёт. Статистика сервисов бронирования тоже подтверждает высокий показатель возвратности. Правда, при повторном прибытии гости часто останавливаются не в отелях. Так, по данным «Островка», каждый третий заказ по городу приходится на апартаменты и альтернативные средства размещения, которые оттягивают на себя часть спроса. Как рассказала генеральный директор ГК PLG, председатель комитета РГУД по гостиничной недвижимости Марина Павлюкевич, высокий сезон помог достичь неплохих результатов. «Наш апарт-отель стоит на въезде в город, недалеко от «Экспофорума», поэтому июнь и ПМЭФ — прекрасное время. Цена размещения растёт, ADR по индивидуальным туристам поднялся на 20%», — поделилась она. Директор по развитию и управлению сети загородных отелей управляющей компании Калейдоскоп, парк-отель «Лесная Ривьера» Анна Лебедева сообщила, что до этого года у компании были только городские отели, но с июля открылся отель на берегу Финского залива. «Он будет ориентирован на спортивный сегмент, особенно в невысокий сезон. Также взяли ещё один объект, который подразумевает групповые и корпоративные заезды, этот сегмент обращает на себя внимание, поскольку компании часто организуют выездные мероприятия», — сказала Анна Лебедева. Помимо стоимости проживания в отелях, растут и расходы бизнеса: себестоимость услуг повышается, а проблема с кадрами вынуждает поднимать зарплаты персоналу, чтобы удержать его. В среднем, зарплата администратора на ресепшн сегодня составляет 55-60 тыс. рублей, оклад же технического специалиста, часто не имеющего высшего образования, достигает и 120 тыс. рублей. Для бизнеса эти затраты высоки, но деваться некуда — двигаться по деньгам соискатели не готовы. Привлекать любыми средствами В Ленобласти, по данным регионального департамента по туризму комитета по культуре и туризму, за лето отдохнули на 10% туристов больше, чем годом ранее. Традиционно в числе самых популярных локаций Выборг, Гатчина, Тихвин. «Дефицит номеро-мест в регионе сохраняется, по данным исследований, не хватает порядка 2500. Благодаря федеральному софинансированию — грантам Минэкономразвития — к концу этого года у нас появится порядка 200-250 мест в номерах. Ленобласть специализируется на спортивном, событийном и гастрономическом туризме», — прокомментировала заместитель начальника департамента Марина Исакова. Напомним, в 2024 году в регионе стали взимать плату с отдыхающих за посещение экотроп, что вызвало массу недовольств. Эксперты же обращают внимание: создание и поддержание благоустройства таких объектов весьма накладно для бюджета. Также плата хороша как инструмент сбора статистики, без неё посчитать, сколько людей посетили лес, крайне сложно. Растущая стоимость дополнительных услуг — действительно рациональная и необходимая мера. Например, у гостей «Сети коттеджей СОВА», по словам Ольги Тимофеевой, одна из самых популярных позиций — размещение с собаками: «Стоимость этой услуги обусловлена теми расходами, которые несёт управляющая компания на клининг и уборку как самих коттеджей, так и придомовой территории после отдыха гостей со своими питомцами. Расходы бизнеса растут, так как повышается себестоимость услуг. Отельерам нынче не просто, остро стоит кадровый вопрос. Ситуацию усугубляют сами же отельеры, не имеющие опыта управления. Демпингуют по ценам для гостя, дают заработную плату выше рынка, стараясь удержать работников. Порой оклад технического специалиста, часто не имеющего высшего образования, достигает и 120 тыс. рублей! В итоге сами же собственники страдают и оказываются с меньшими выручками». Турпотоки растут также в Карелии, во многом благодаря организации различных активностей. Например, руководитель проектов фонда «Росконгресс» Всеволод Шевелёв рассказал, что летом на Ладоге вновь были проведены многодневные шоссейные велогонки и традиционный социально-экологический проект «Ладога Фест». Ранее разные причины не позволяли фестивальной деятельности в Приладожье активнее развиваться, но это дало организаторам мотивацию искать альтернативы. «Мы научились работать малыми группами, освоили дистант. С учётом последних событий туристов много. Отложенный спрос активизирует и бизнес, который строит объекты размещения», — отметил он. Фестивальная и событийная деятельность хорошо зарекомендовала себя и в других регионах, она стимулирует рост турпотока: как рекреационного, так и делового. Менеджер по маркетингу и развитию ООО «СОУД-Сочинские выставки» (организатор VII Международного туристского форума SIFT в Сочи) Анастасия Долгушева рассказала об инициативе возрождения мероприятия, которое пройдёт в «Красной поляне» в ноябре. В рамках деловой программы форума будут традиционно обсуждать вопросы, проблемы и новые решение туристической отрасли, новые кейсы и презентации проектов совместно с экспертами отрасли и авторитетными спикерами. Не отстаём от городских Интересно, что в Ленобласти продолжают пользоваться популярностью глэмпинги, рост числа их бронирований год к году составил 70% и порядка 100% в денежном выражении. Этот вид размещения не самый бюджетный, средняя стоимость одной ночи составляет, по данным «Островка» 9300 рублей, что сравнимо с ценами отеля 4*. «Возвратность в такие средства размещения невысокая: если в отелях 30%, то в кемпингах и глэмпингах — в 7%. Это экзотика, которую люди предпочитают попробовать единожды», — подчеркнула Ксения Безбородова. Такой отдых отличается от городского, если, переночевав в гостинице, постоялец может поехать знакомиться с Петербургом, то после глэмпинга — отправиться на рыбалку или прогулку по лесу. «Гости заявляют о желании вернуться. Но у нас пока не хватает активностей, есть только лес, домик, терраса и банные чаны. На следующем объекте, который будут больше по площади, планируем создавать экотропы», — поделился управляющий партнёр Black Village, запустившегося в мае 2024 года, Виталий Озолин. Рынок загородного отдыха своеобразен, отмечают эксперты. Сейчас на него активно выходят новые проекты, как крупные объекты, так и небольшие виллы на 5-7 домиков. Это сокращает дефицит средств размещения в Ленобласти, повышает конкуренцию. Недвижимость в данном случае требует постоянной амортизации. «Поскольку мы несём эти затраты, приходится взимать за них плату, — говорит заместитель генерального директора «Сети коттеджей СОВА» Ольга Тимофеева. — Наша основная аудитория — семьи с детьми, поэтому мы уже ощущаем отток гостя в будни, в выходные он пока держится». Не сорить деньгами С 1 апреля 2024 года в Петербурге стали взимать курортный сбор в размере 100 рублей в сутки. По данным комитета по развитию туризма на 19 сентября, поступления в бюджет благодаря мере составили 473 млн рублей. С 1 января 2025 года сбор заменит туристический налог, устанавливать его размер муниципалитеты будут самостоятельно. Максимальная ставка на начальном этапе составит 1% от стоимости услуг проживания, она будет расти по одному проценту в год до 2029 года, когда может достигнуть не более 5%. Эта информация уже вызывала множество обсуждений в бизнес-среде. На деле, как обратил внимание Всеволод Шевелёв, налогообложение обычно производится в крупном городе, а не в том посёлке, где находится объект. «Местному бюджету едва ли что-то достаётся от туристов, после которых ещё приходится за свой счёт вывозить мусор. Пока не будет трансформирована сама система налогообложения так, чтобы средства шли в конкретные регионы, мы не увидим лояльности властей на местах», — считает эксперт. В Ленобласти есть города с большими турпотоками, власти которых не считают нужным вводить налог (Выборг), а есть менее популярные локации (Ивангород, Лужский район), где напротив такие инициативы звучат. «Муниципальный район имеет права тратить свои средства на туризм. Тем более, ситуация с налогом отлична от курортного сбора — требуется больше ресурсов на организацию. В этом вопросе сложно найти единственно верный подход, — указывает Марина Исакова. — Важно понимать, что этот налог не целевой, в случае сбора же комиссия определяет, куда пойдут деньги». Отдельные участники рынка на старте курортного сбора сталкивались с жалобами туристов из-за необходимости доплат за проживание. На сегодняшний момент, по словам отельеров, гости уже в основном знают о действующей норме и спокойно к ней относятся. Новости о грядущем налоге вызывали у некоторых представителей бизнеса идею повысить цены на услуги вплоть до 25-30%, это, по мнению экспертов, негативно скажется на бронированиях в городе. Впрочем, конкурентная среда едва ли позволит участникам рынка без осторожности менять ценовую политику: туристы в каждом сегменте (от эконома до люкса) крайне чувствительны к удорожанию.