Индустрия развлечений постепенно восстанавливается. Однако без зарубежных артистов ей приходится нелегко. Пандемия коронавируса и острые политические события последних лет значительно повлияли на индустрию развлечений. Билетные агрегаторы и организаторы мероприятий задолжали зрителям миллионы рублей из–за череды отмен концертов. Однако сейчас в отрасли наблюдаются положительные изменения — продажи билетов выросли, а зрители стали чаще ходить на концерты. Позитивные прогнозы По словам игроков рынка, рост продаж билетов наблюдался со второй половины 2023 года. Слушатели перестали опасаться, что концерты не состоятся, и уровень продаж стал приближаться и даже превышать допандемийные значения. Так, в 2023 году «Яндекс Афиша» продала 17,6 млн билетов, что на 71% больше, чем годом ранее. Причём 29,5% реализованных билетов приходятся на концерты. Очередным ударом для индустрии стал теракт в «Крокус Сити Холле». По оценке группы компаний NCA, трагические события снизили продажи в среднем на 25%. «Сейчас ситуация урегулировалась, и мы выходим на показатель начала года. Думаю, что суммарно этот год демонстрирует рост продажи билетов на 10% по сравнению с 2023 годом, несмотря на провальный период. Посещение мероприятий нашими зрителями увеличивается, несмотря на сокращение контента», — рассказал «ДП» президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин. Он добавляет, что в этом году число мероприятий выросло на 20% по сравнению с прошлым годом. Единственная ниша, которой не хватает Петербургу и Ленинградской области, — качественные фестивали, особенно мирового формата. Сервис «Кассир.ру» за 8 месяцев текущего года реализовал билеты на 160 тыс. событий в Петербурге. В целом рост продаж билетов на концерты и другие мероприятия в 2024 году на сервисе составил около 32%. Эти показатели превышают среднерыночные в 2 раза. Рост продаж в Петербурге по направлению «Концерты» год к году составил 40%, по категории «Фестивали» — 300%, а категория «Спорт» выросла на 137%. «Пандемия нанесла существенный урон индустрии развлечений. Отмены концертов в 2022 году тоже оказали негативное влияние. Последствия, пусть уже и минимальные, весь рынок ощущает на себе до сих пор. В том числе и наша компания как его часть. За эти годы мы провели колоссальную работу с нашими клиентами, закрыли огромное число обращений по возврату средств и обмену билетов. Сейчас готовы предложить зрителям тысячи интересных развлекательных и спортивных мероприятий на любой возраст и вкус», — прокомментировали «ДП» в компании. Заменить невозможно При этом представители концертной индустрии, с которыми пообщался «ДП», сходятся во мнении, что российские артисты не в состоянии заменить зарубежных. Даже в лучшем случае на это могут уйти десятилетия. «Каждый западный артист — самостоятельный крутой продукт с отличным шоу и качеством исполнения, а главное, со своей фанбазой. Тяга к западным звёздам подтверждается появлением огромного количества трибьютов и кавер–бэндов, которые исполняют мировые хиты. Трибьюты обрели устойчивую аудиторию среди российских слушателей. В то же время попытки российских артистов создавать продукт на иностранном языке с “фирменной” музыкой и шоу существенно проигрывают трибьют–проектам», — объясняет куратор учебных проектов программы «Музыкальный менеджер» в Московской школе музыки и руководитель лейбла ChizhRecords Павел Жилов. Несмотря на отсутствие зарубежных музыкантов, в России организуют много концертов на любой вкус. Преимущественно речь идёт о больших городах, с населением от 300 тыс. человек. В малых городах сложно окупить затраты на привоз артиста и есть сложности с транспортной доступностью. Особенно непросто привозить артистов в Ростов, Краснодар, города на побережье Чёрного моря. Это связано с нехваткой аэропортов и дефицитом железнодорожных билетов с мая по октябрь в южном направлении. Мода на ностальгию По словам Павла Жилова, сейчас в стране много артистов, которые популярны в чартах и стриминговых сервисах, но сольные концерты они не собирают. Организаторам выгоднее привезти проверенную звезду, которая точно не принесёт убыток. Раскручивать концерты молодых инди–артистов мало кто берётся. Индустрия способствует росту ниши музыки ретро. Так, летом 2024 года группа «Руки вверх!» обновила собственный рекорд, собрав на московском стадионе 75 тыс. зрителей. А на экраны регулярно выходят проекты про 1980–е и 1990–е годы — например, сериалы «Слово пацана» и «Комбинация». Музыка того времени становится популярной даже среди молодёжи. «Появление артистов разных форматов достаточно серьёзно регулируется государством. Мы должны с пониманием к этому относиться, потому что живём в исторический момент. Но регулирование контента композиций однозначно не ведёт к расширению количества и качества музыки. Полагаю, мы должны пережить этот момент и только тогда сможем говорить о росте или падении индустрии. Сейчас мы находимся на нетипичном этапе развития индустрии, любая аналитика не поддаётся каким–либо грамотным расчётам — слишком большое количество факторов влияет на развитие», — резюмирует Михаил Шурыгин.