Site icon Развивай себя

Небылицы о России: зачем потребовался закон о контроле за экскурсоводами

За гидами будут следить строже. Но придётся ли им согласовывать тексты экскурсий, пока не решили. Принятый на прошлой неделе Законодательным собранием Санкт–Петербурга в первом чтении законопроект об уточнении полномочий правительства города по контролю за деятельностью экскурсоводов, гидов–переводчиков и инструкторов–проводников может оказать неоднозначное влияние на рынок. Речь идёт о том, что под надзор Смольного теперь попадут абсолютно все гиды, а не только те, кто пользовался специальным налоговым режимом. По сути документ лишь приводит правила для гидов в соответствие с федеральным законом. Федеральный реестр экскурсоводов и гидов–переводчиков на сайте Минэкономразвития ведётся с 2022 года, и на сегодняшний день в нём зарегистрировано 1510 гидов, аттестованных городским комитетом по развитию туризма. При этом всего в Петербурге аккредитовано 6709 переводчиков и гидов, но их свидетельства будут действовать только до 1 марта 2025 года. Затем везде вступят в силу новые правила, установленные поправками к федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внесёнными весной 2024 года. Культура потребления В Петербурге у экскурсоводов идентификационные карточки проверяют с июля 2023 года. Сама же кампания по обязательной аттестации экскурсоводов началась значительно раньше, когда были выявлены многочисленные случаи некачественного оказания услуг. Особенно здесь отличились сопровождающие китайских туристических групп, которые рассказывали своим соотечественникам откровенные небылицы, не имеющие ничего общего с историей и культурой России. В России, и в Петербурге в частности, долгое время рынок был представлен как организованными экскурсоводами (от турфирм), так и самозанятыми. Сейчас рост масштабов внутреннего туризма создаёт дополнительный спрос на гидов у участников рынка. Однако и компании, и сами туристы хотят быть уверены в специалистах, услугами которых они пользуются. «Необходимо в хорошем смысле воспитывать гостя — приучать его к сертифицированным услугам, это формирует культуру потребления турпродуктов. В пример можно привести такси — сейчас большинство людей воздерживаются от услуг водителей, которые дежурят у аэропортов, а предпочитают пользоваться агрегаторами — к ним доверия больше», — комментирует заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Валерий Гордин. По его мнению, получение сертификата должно быть полезно и самим экскурсоводам, и путешественникам. Первые получают понимание, что им доверяют, вторые — возможность узнать о гиде, оставить отзыв о нём. Иными словами, регулирование сферы должно ставить целью гарантию качества услуг. Для продвижения туристической дестинации крайне важно то, какую информацию о ней преподносят путешественникам: это влияет и на отношение туристов к городу, и на их возвратность в будущем. Маршрут на сверку Некоторые опасения могут быть связаны с сегментом авторских и нишевых экскурсий. Здесь ведущие тоже иногда могут позволить себе довольно вольно обращаться с фактами. Однако не для того, чтобы исказить их, а чтобы сделать подачу более понятной и близкой для современного человека. Президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП «НАИТО») Михаил Ушаков считает правильным усилить контроль и здесь. «Текстовка экскурсий, на мой взгляд, должна следовать логике, принятой в городе. И дело здесь не столько в намерении пересчитать всех, а в подаче материала гостям города. Сейчас изменения декларируются, но нет инструмента, который позволял бы контролировать этот процесс, непонятно, кто может это делать и как. Мне видится, что на уровне города нужно создать орган, который будет утверждать содержание экскурсий. Такая практика уже есть в музеях», — отмечает он. Валерий Гордин полагает, что контролировать содержание всех экскурсий невозможно. Сами представители индустрии не видят особых проблем в том, чтобы проходить аттестацию и сдавать экзамен (вопросы к нему во многом перекликаются со школьной программой). Но утверждают, что к человеку с плохо составленной экскурсией просто не пойдут люди. «Странно, что практические задачи на экзамене в основном для автобусных гидов, тогда как большинство из них сейчас пешеходные, — обращает внимание основатель проекта “Ползком по Питеру”, автор неформальных путеводителей по Петербургу Сергей Гончаров. — Сейчас для нас важно уметь быстро и правильно отвечать на вопросы, у каждого клиента в телефоне ChatGPT, в случае чего он ставит в отзыве на звёздочку меньше. В нашей сфере нельзя иметь рейтинг меньше 4,8 из 5. Иначе экскурсию просто не закажут». Михаил Ушаков напомнил, что сейчас правила для гидов утверждаются и в Белоруссии. В дальнейшем страны могут прийти к единому законодательству.

Exit mobile version