О переводах терминов Фрейда.

Я думаю, все интересующиеся психологией встречались с такими терминами из поля психоанализа как «Эго», «Супер-Эго», «Ид», «инстинкты». Однако не все знают, что Зигмунд Фрейд в своих работах на самом деле использовал совсем другие слова, а укоренившиеся эти обязаны своим возникновением нелёгкой судьбе переводов трудов Фрейда с немецкого на английский.

Основным переводчиком трудов Фрейда на английский, подготовивший так называемое «Стандартное издание» его трудов, был Джеймс Стрейчи, и именно ему пришло в голову перевести немецкое «Trieb» как «Instinct», а для «Ich», «Über-Ich» и «Es» использовать латинизмы «Ego», «Super-Ego» и «Id».
Не вдаваясь в причины, побудившие его так поступить, отметим последствия, а они оказались достаточно значительны.

Прежде всего, согласно современным психологическим представлениям у человека вообще нет инстинктов в том смысле, который сейчас обычно вкладывается в это слово. Под инстинктами биология понимает сложные предопределённые программы, характерные для всего биологического вида животного. Фрейд же писал о том, что на русский язык наиболее точно переводится как «влечение» (одна из наиболее важных его работ называется «Влечения и их судьбы») – то, что соединяет биологическое и психическое, находится «между» ними, служа мостом между телом и психикой (душой). При этом не идёт речи о какой бы то ни было предопределённости: влечений у человека много, они сложным образом переплетаются, образуя индивидуальные судьбы, а не судьбы всего вида.

Что же касается частей психики из её второй, структурной модели Фрейда (первой была топическая), то на русский язык они переводятся просто: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Здесь очень важным является то, что тогда термин «Я» используется в интуитивно понятном смысле – как та часть психики, с которой человек себя отождествляет. Когда же речь заходит про некое «Эго», происходит то, что можно назвать объективацией, эго выступает как что-то иное, это уже не я. Можно сказать «моё эго», но навряд ли кто-то будет говорить «моё я», и мысль Фрейда соответствовала именно такому пониманию: Я как часть модели психики соответствует обычному представлению человека о себе, включающему в себя тело и разум.

Николай Кулаков