Автомобилистам не стоит ожидать скорого увеличения скоростного лимита на Р–21 «Кола» и А–181 «Скандинавия». Несмотря на то что автодороги Р–21 «Кола» и А–181 «Скандинавия» воспринимаются как скоростные межрегиональные трассы, формально на них действует ограничение скорости 90 км / ч. Это не мешает множеству автомобилистов разгоняться на них до 110 км / ч и даже выше, нарушая тем самым скоростной режим. При этом, например, на А–121 «Сортавала» есть участки, где иногда при благоприятных погодных условиях специальное табло всё–таки разрешает набирать 110 км / ч без каких–либо последствий. Реконструкция полотна под такой формат движения на участке с 9–го по 57–й километр завершилась ещё в 2018 году. Как пояснили «Деловому Петербургу» в пресс–службе ФКУ «Упрдор “Северо–Запад”», балансодержатель дороги имеет право установить повышенный скоростной режим, исходя из данных о трафике и аварийности, а также при наличии специальной автоматизированной системы управления дорожным движением. «Дороги А–181 “Скандинавия” и Р–21 “Кола” не соответствуют нужным критериям», — настаивают в учреждении. Чем отличается дорога от автомагистрали По умолчанию движение со скоростью 110 км / ч в России допускается на автомагистралях. Также на некоторых платных трассах работает скоростной режим до 130 км / ч. Например, на избранных участках М–4 «Дон» и М–11 «Нева», но это скорее исключения. Скоростной предел диктуется технической категорией автомобильной дороги. Все автомагистрали относятся к категории IА. Такие дороги, согласно ГОСТу, имеют четыре и более полос для движения, каждая из которых не уже 3,75 м, а встречные потоки должны быть физически разделены. Помимо этого, пересечения с другими автомобильными дорогами и железнодорожными путями обязательно организуются на разных уровнях, также запрещён доступ на дорогу с примыкания в той же плоскости. Упомянутые Р–21 «Кола» и А–181 «Скандинавия» относятся к другим типам. На последней есть участки категории IБ, которые соответствуют уже не автомагистрали, а скоростной дороге. Главное отличие категорий в том, что IБ допускает доступ на дорогу с примыканием в одном уровне. При этом некоторые участки «Скандинавии» вовсе обозначаются как IВ — это даже не скоростной класс. Изменить класс дорог, чтобы повысить на них максимально допустимую скорость, возможно только при реконструкции или строительстве. «На сегодняшний день планов по изменению скоростного режима на трассах Р–21 и А–181 нет», — заявляют в Упрдор «Северо–Запад». Почему скоростной режим нельзя поднять Даже большие, крупные автодороги в чём–то могут не соответствовать требованиям для автомагистрали, поэтому изначально установить на них ограничение 110 км/ч оснований нет. Поднимать порог может владелец трассы на свой страх и риск, отмечает транспортный инженер, автор телеграм–канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. При выборе скоростного режима в первую очередь учитывается вопрос безопасности, подтверждает председатель автоклуба «А24» Денис Шубин. По его словам, тот же участок трассы А–181 между посёлками Стеклянный и Огоньки едва ли можно считать безопасным для автомобилистов, двигающихся на высоких скоростях. «Там из–за движения самосвалов образовались реальные трамплины, машина может улететь, и это не фигура речи. То есть там нужно останавливаться и аккуратно переваливаться, не все спорткары вообще могут проехать некоторые участки», — приводит пример эксперт. Отменят ли нештрафуемый порог Однако каждый автомобилист подтвердит, что за городом редкий водитель ограничивается 90 км/ч. Учитывая так называемый нештрафуемый порог, на обычной трассе можно безнаказанно разгоняться до 110 км / ч. И существование такого большого порога (15–30%) противоречит соображениям безопасности, считает Иван Вергазов. «Его величина 20 км / ч — это за пределами здравого смысла. Все легко едут 110 км / ч, а на самом деле и 120–130 км / ч, потому что штраф за превышение составляет лишь цену чашки кофе», — говорит эксперт. Напомним, что нештрафуемый порог 20 км / ч был введён в 2013 году как некая компенсация погрешности автоматических камер и радаров, которые в то время начали массово устанавливать на дорогах. Тогда Госдума приняла поправки в КоАП, отменяющие ч. 1 ст. 12.9 «Превышение установленной скорости движения», которая предусматривала штраф 100 рублей для водителей при превышении разрешённой на дороге скорости движения на величину от 10 до 20 км / ч. В итоге в КоАП осталась только ответственность за превышение допустимой скорости на величину свыше 20 км / ч. Размер штрафа начинается с 500 рублей (в первые 20 дней его можно оплатить со скидкой 50%). Учитывая незначительную сумму санкции, она сегодня скорее превратилась не в наказание, а в «налог на скоростную езду». «Порог нормально работает» Разговоры об отмене или хотя бы снижении нештрафуемого порога продолжаются последние 10 лет, однако они до сих пор ни к чему не привели. В начале октября 2024–го спикер Госдумы Вячеслав Володин в очередной раз высказался против уменьшения порога, аргументируя это возможным ростом коррупционных рисков. «Действующий порог 20 км / ч нормально работает», — заявил глава нижней палаты парламента. Отметим, что, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), увеличение скорости на каждый 1 км / ч приводит к увеличению числа ДТП с погибшими на 4–5%. Снижение скорости значительно увеличивает шансы на выживание пострадавших. При этом даже скорость 60 км / ч для попавшего под колёса человека является крайне опасной. По тем же данным ВОЗ, вероятность смерти пешехода при столкновении с авто, движущимся на скорости 60 км / ч, превышает 90%, а при скорости 80 км / ч выжить практически невозможно. Как объясняет Иван Вергазов, действующие значения ограничений — скорее условная историческая норма, которая принималась ещё в послевоенное время и с тех пор не пересматривалась. Хотя и автомобили в среднем стали безопаснее как с точки зрения применяемых материалов и конструктивных особенностей, так и благодаря появившимся электронным системам. В России сегодня нет строгого требования по оснащению авто какими–либо подобными вещами, не считая датчиков ГЛОНАСС. При этом, например, в США с 2029 года все новые машины массой до 4,5 тонны в обязательном порядке будут оборудоваться системой экстренного торможения (AEB), которая постоянно мониторит окружающее пространство и при опасности столкновения даёт сигнал водителю. Если шофёр не реагирует, авто притормозит самостоятельно.