При оформлении интерьера у многих возникает желание «оживить» его предметами живописи или графики. А при наличии соответствующего бюджета это могут быть и настоящие произведения искусства музейного уровня. «Деловой Петербург» спросил экспертов, где, как и за сколько можно обзавестись работой, которая не только украсит дом, но, может быть, и положит начало вашей собственной коллекции. Картина — самое простое и понятное украшение любого интерьера. Но если в квартире класса масс–маркет бывает достаточно просто выбрать в магазине или заказать в салоне подходящий по стилю принт, то элитное жильё обязывает к более серьёзному подбору такого декора. Когда статусность жилища и материальное положение его хозяина позволяют повесить на стену настоящее произведение искусства, возникает вопрос: где же его взять и как сделать так, чтобы оно выглядело в доме органично? Наиболее частый вариант — когда дизайнер с заказчиком при разработке концепции интерьера уже понимают, какого плана предмет туда будет вводиться: учитывается стилистика, тематика и колористическая гамма. В этом случае запрос идёт именно на оформительскую деятельность, на картину, которая будет дополнительно делать интерьер более сложным и насыщенным. Другое дело, если заказчик хочет получить от картины эмоциональный отклик либо хочет разместить конкретный, уже имеющийся у него предмет искусства. В таком случае порой приходится, отталкиваясь от этого, разрабатывать проект интерьера всего помещения — никакие контраргументы дизайнера или архитектора учитываться не будут. И бывают ещё более сложные истории, когда приходится привлекать галеристов и искусствоведов для поиска и покупки желаемой работы. В таком случае одна только картина может стоить как весь ремонт в квартире. От галерей до «Авито» По словам заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского, поиском искусства для оформления интерьеров прежде всего занимаются в галереях. Они бывают разного типа: как чисто интерьерные, так и более дорогие, где можно приобрести работы признанных авторов. «В Петербурге есть целая система галерей с разной ценовой политикой. Есть относительно недорогие, такие как “Матисс–Клуб”, где можно недорого приобрести хорошие вещи, а есть галереи, которые занимаются уже серьёзным современным искусством, дорогими работами известных художников. В их число входят KGallery, Галерея Марины Гисич, Anna Nova. Там можно выбрать работу из тех, которые представлены на текущей экспозиции, или что–то из запасников, — говорит Александр Боровский. — Также на рынке есть дилеры, которые готовы за определённую сумму найти по своим каналам подходящую работу». Дилеры могут как работать со своими партнёрами среди коллекционеров, художников и галеристов, так и искать искусство в открытых источниках — начиная с сервисов «Мешок» и «Авито», заканчивая серьёзными аукционными домами. Помимо сайтов бесплатных объявлений и интернет–аукционов хорошее место для поиска искусства — это барахолки. «На любом блошином рынке я советую сразу идти на стихийную его часть, где торгуют с земли. Продавцы, которые арендуют контейнеры, зачастую знают цену своему товару и, как правило, занимаются перекупом. А вот на развале шансы найти что–то стоящее по бросовой цене возрастают. Однажды, прогуливаясь по рынку у железнодорожной станции Сортировочная, я заметил небольшую линогравюрку, которую продавец уступил мне за 100 рублей. Оказалось, что это работа советского эстонского художника Хуго Митта. Гравюры из этой же серии можно найти в продаже по цене в районе 100 евро», — поделился один из дилеров. Что почём Петербургский искусствовед и архитектор Александр Стругач говорит, что самые дорогие работы, как правило, — старинные гравюры, редкие образцы раннего авангарда или сильно раскрученные современные концептуальные вещи: они могут стоит сотни тысяч и миллионы рублей за лист. Далее идут работы художников 1910–1920–х годов, причём наиболее дорогими бывают, как правило, редкие экземпляры с авангардными построениями или фантазийными сюжетами, отсылающими к вымышленным мирам или историческим заимствованиям. Здесь цены могут достигать десятков тысяч рублей — даже до нескольких сотен тысяч за рисунок. Потом идут представители андеграунда и неофициального искусства — например, художники, близкие к арефьевскому кругу. И потом — графики соцреализма или сурового стиля, работавшие в официальном русле многотиражного советского искусства. Их гравюры и литографии в Ленинграде печатались, например, на Комбинате графического искусства, который находился на Охте, а затем поступали в продажу в магазины культтоваров и универмаги. «Тиражные листы Андрея Ушина, Владимира Бердингера и их современников нередко встречались в советских интерьерах и были узнаваемой частью домашнего ленинградского пространства: коридоров в старых доходных домах, комнат в коммуналках. Такая характерная распространённость этих графических вещей отчасти играет против эксклюзивности подобных образов. В этой категории эстимейты могут варьироваться от нескольких сотен рублей — за тиражные образцы — до 5–8 тыс. за более редкие экземпляры», — говорит Александр Стругач. Таким образом, произведения авторов этого направления и периода редко оказываются предметами эксклюзивного качества с точки зрения коллекционеров. Ценность этих вещей, несомненно, будет возрастать со временем — по мере увеличения «выдержки» и роста интереса к позднесоветскому культурному коду. Стараются экономить Как рассказал директор крупнейшего в России аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров, вести статистику, кому уходят с торгов предметы искусства — коллекционерам или дилерам, — практически невозможно. Однако по динамике того, какие работы чаще уходят с молотка, можно оценить, что именно пользуется спросом на данный момент. «Мы видим, что сейчас большой популярностью стало пользоваться современное искусство, большие полотна, абстракции. Оно и не такое дорогое, поэтому я полагаю, что покупают такие работы в том числе и для украшения интерьеров. Но, как правило, сумма укладывается в десятки, иногда в несколько сотен тысяч рублей. Кроме современного искусства спросом для таких целей может пользоваться и живопись западноевропейских художников XVIII–XIX веков. Стоят такие работы тоже не очень дорого, от 50 тыс. до 200 тыс. рублей, в зависимости от размера, автора и жанра, поэтому, если говорить о чистом украшении интерьеров, их покупают достаточно часто», — поделился Сергей Бурмистров. По словам директора «Литфонда», есть и такие состоятельные покупатели, которые готовы приобрести себе домой очень дорогие вещи. Здесь речь в первую очередь идёт о русских художниках начала XX века, представителях объединения «Мир искусства», а также обо всём, что связано с конструктивизмом, футуризмом, кубизмом. И конечно, всегда популярны первые имена русских живописцев XIX века, начиная с художников пушкинского времени, заканчивая передвижниками. К примеру, на одном из последних аукционов «Литфонда» была приобретена работа Ивана Шишкина за 7 млн рублей. Может затянуть «Надо понимать, что все серьёзные коллекционеры начинали с покупки первой картины, которую, как правило, приобретали, когда она им нравилась, когда они ещё не совсем разбирались в этом. Поэтому любой может в конечном счёте оказаться коллекционером, если у него есть соответствующие средства», — предупреждает Сергей Бурмистров. По мнению искусствоведа Кристины О’Крейн, любому собирателю стоит начинать с того, что ему действительно нравится. Так поступали и крупные коллекционеры конца XIX — начала XX века, такие как Михаил и Иван Морозовы, Сергей Щукин, Павел и Сергей Третьяковы, так поступают и современные. «Например, историк моды Александр Васильев, в коллекции которого сейчас более 800 тыс. экземпляров, или Сергей Кармалито, он собрал 300 предметов дхокра — произведений искусства индийских племён — и представил их в 2022 году на выставке в Государственном музее Востока в Москве. Но! Чтобы не попасть в сложную ситуацию с приобретением фальшивки, стоит покупать работы ныне живущих современников», — предупреждает искусствовед. Кристина О’Крейн подчёркивает, что авторское произведение, созданное в единственном экземпляре, всегда будет стоить дороже, чем тиражная вещь. Поэтому для начала можно приобретать эстампы. Винсент ван Гог, у которого всегда были большие проблемы с финансами, тем не менее имел коллекцию печатной графики. Хотя и тут есть «подводные камни». Дело в том, что оригинальными считаются только те оттиски, которые сделаны самим автором или в его присутствии. Иначе это просто репродукция, стоимость которой совсем не велика. Чтобы радовало долго Важно понимать, что произведения искусства требуют определённых условий хранения не только в музейных, но и в домашних условиях. Например, под воздействием света ламп или солнца они могут потускнеть или пожелтеть. А находясь на сквозняке или в сыром помещении, может искривиться рама. Соответственно, всё это нужно учитывать ещё при создании проекта интерьера. «Самое главное — создать такие условия, чтобы работы не подвергались перепадам температуры и влажности. В музеях это сделать легче: выставить кондиционеры на режим +17…+19С°, увлажнители — на отметку относительной влажности 45–55%. А вот в квартирах этого достичь сложнее. И всё же самое главное — не подвергать произведение воздействию прямых солнечных лучей, а в идеале и вообще какого–либо естественного освещения, не хранить вблизи отопительных приборов или там, где влажность повышена, — советует Кристина О’Крейн. — Самым щадящим светом обладают волоконные осветители, в их свете нет УФ–составляющей».