Новая экономическая реальность породила новых представителей элиты, которые охотно тратят заработанные деньги на премиальное жильё. «Деловой Петербург» изучил изменения в портрете покупателя дорогих квартир. Активное развитие экономики и промышленности в Петербурге и в России в целом привело к кратному увеличению объёмов производства, выручки и доходов. Те, кто су- мел встроиться в новую реальность, за прошедшие 2 года добились внушительных результатов, включая финансовые. Заработанное во многом вкладывается в дальнейшее развитие — опасаясь роста конкуренции в будущем, компании пытаются упрочить своё положение на рынке и занять его максимальную долю. Впрочем, часть доходов собственники и топ–менеджмент компаний тратят на себя. Самые существенные траты здесь — на недвижимость, призванную среди прочего обозначить новый статус собственника. Дорогое жильё в Петербурге для этих целей подходит как нельзя лучше. IT, стройка и промка В свою очередь, руководитель проектов премиум– и бизнес–класса Setl Group Андрей Петров отмечает появление в составе покупателей клиентов, которые ранее рассматривали категории бизнес–класс и высокий комфорт, а теперь стали всё активнее приобретать более дорогую недвижимость. Такая возможность появилась благодаря внедрению различных программ рассрочек. «Если раньше покупатель должен был на старте обладать крупной суммой для совершения покупки, то теперь достаточно первого взноса, чтобы зафиксировать стоимость квартиры, а после внести остаток ещё в несколько этапов в зависимости от условий выбранной программы», — говорит он. Об увеличении числа покупателей дорогих квартир из сферы IT, интернета и телекоммуникаций говорят все участники рынка. Эта отрасль считается вотчиной молодых предпринимателей, поэтому средний возраст новых собственников поменялся. «Рынок покупателей дорогой недвижимости существенно помолодел. С каждым годом появляются новые молодые предприниматели до 40 лет из Петербурга, открывающие и развивающие успешный бизнес», — подчеркнул управляющий партнёр Fizika Development Александр Кравцов. «Если ещё 5 лет назад ядром в премиум– и элит–классе были семейные мужчины старше 50 лет, представители госструктур, топ–менеджмент корпораций и крупные бизнесмены, то теперь значительной частью клиентов в этих сегментах стали молодые представители IT–сектора, зачастую несемейные. Это и те, кто заработал первые большие деньги в IT–сфере на разработке современных информационных технологий программ и продуктов, а также опытные криптовалютные инвесторы. Их доля в общем объёме рынка пока не превалирует, но с каждым годом становится всё более существенной», — отмечает Евгений Жуков, генеральный директор «Абсолют Строй Сервис». Директор по продажам AAG Игорь Бадиков говорит, что доля покупателей из IT в общем объёме по итогам 2023 года выросла до 20%, хотя ещё год назад она составляла менее 15%, а в предыдущие годы не превышала 10%. На втором месте с долей 14% — покупатели из отрасли строительства и недвижимости, на третьем, с долей 12%, покупатели из производственной сферы и сельского хозяйства, говорит он. Четвёртое место (по 10%) делят покупатели из сферы добывающей промышленности и банковского сектора, на пятом (8 %) — медицина и биотехнологии. Появляются на рынке элитной недвижимости и покупатели, связанные с оборонзаказом. Генеральный директор VIPFLAT Леонид Рысев привёл пример из практики: покупатель, руководящий предприятием оборонной промышленности из Краснодарского края, купил в Петербурге элитную квартиру у Таврического сада. Премиум для регионов Рост количества покупателей из регионов — ещё одна тенденция, говорят брокеры. Она заметно проявилась с переездом из Москвы в Петербург ПАО «Газпром», менеджмент и подрядчики которого за последние годы купили немало дорогой недвижимости в Северной столице — квартир, особняков в центре и загородных домов. «На первичном рынке премиальной жилой недвижимости мы уже видим повы- шенный спрос со стороны сотрудников корпораций, которые расширяют своё присутствие в Петербурге. Активизируются сотрудники структур “Газпрома” и подрядных компаний: вырос спрос на краткосрочную аренду в высоком ценовом сегменте жилья. В дальнейшем мы ожидаем, что они начнут приобретать квартиры в премиальных проектах», — комментирует директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers Елизавета Конвей. Вместе с ними элитку в последние годы покупают и регионалы. «В нашей структуре сделок выросла доля иногородних клиентов, планирующих либо переезжать в Петербург, либо иметь здесь дорогой актив», — рассказывает Оксана Кравцова. «76% сделок в наших элитных проектах были заключены клиентами из Петербурга и области, 11% пришлось на столичных покупателей», — сообщил вице–президент по маркетингу и продукту Группы RBI Михаил Гущин. Впрочем, рост количества межрегиональных сделок характерен для всей страны. Ольга Зыблая, директор по продажам и маркетингу клубных домов Turandot Residences & Artisan девелопера Valartis, говорит, что в столичном регионе аудитория сегмента элитной недвижимости также пополняется покупателями из регионов. «С одной стороны, это топ–менеджмент компаний из самых разных отраслей, которые получают более выгодные предложения по работе и переезжают в столицу всей семьёй. С другой стороны, это предприниматели из сферы торговли и производства различных товаров, связанных с импортозамещением. Также небольшую, но заметную долю в общем срезе аудитории элитных проектов занимают представители дипломатического корпуса из стран Ближнего Востока и Азии», — говорит она. Примечательно, что в таких сделках не всегда речь идёт о покупателях из городов–миллионников — промышленный бум коснулся всей страны и позволил заработать приличные деньги многим из тех, кто ранее даже не задумался бы о приобретении жилья в Петербурге. По словам Леонида Рысева, в числе его клиентов были промышленники из Алтайского края, а именно — из посёлка рядом с постепенно угасавшим заводом, соответственно, и сам посёлок по сути был на грани вымирания. После 2022 года предприятие получило крупные заказы, стало работать в три смены и дало всем сопричастным возможность заработать очень хорошие деньги. Тратят их по–разному, кто–то — на дорогое жильё в Петербурге. Запросы новой элиты Клиенты по–прежнему требовательны к характеристикам и индивидуальности проекта в части экстерьера и отделки (смотрят на архитектуру зданий, оформление входных групп, дорогие материалы в отделке, вплоть до золота), в части функциональности планировок, уточнил Михаил Гущин. Покупателя «элиты» сейчас сложнее удивить — для клиента важным становится не только расположение, но и техническое и инфраструктурное наполнение проекта — функции умного дома, фитнес, кинотеатр, детская комната и коворкинги прямо в доме, говорит руководитель проектов премиум– и бизнес–класса Setl Group Андрей Петров. «При этом покупатель спокойно реагирует на снижение средней площади квартир в элитном сегменте. За последние несколько лет однокомнатные квартиры в среднем уменьшились с 45 до 38 м2. Эту тенденцию определяет ограниченный объём предложения в элитном сегменте, что связано с нехваткой участков под новое строительство в центральных районах города и со сложностями при реализации проектов реконструкции исторических зданий», — отмечает он. Для покупателей digital–поколения важны эргономичность, функционал, инновации, говорит Евгений Жуков. Они ценят современность, много путешествуют, открыты миру и рассматривают свою недвижимость не как элемент привязанности к конкретному месту, а, наоборот, как часть их динамичного образа жизни. «Отсюда спрос на технологии умного дома, функциональные планировки без излишних пространств, запрос на престижную локацию и открыточные виды с террас — всё то, что помогает отражать их внутреннее эмоциональное состояние и жизненную философию», — поясняет эксперт.