Курьеры стали чаще судиться со своими работодателями из–за условий труда. Но востребованность профессии всё равно остаётся высокой. Сервисы доставки сейчас есть практически у всех компаний в сфере ретейла, в ресторанном бизнесе и у маркетплейсов. Курьеры доставляют документы, письма, интернет–заказы, личные вещи и другие посылки. Сфера находится в фазе бурного роста, многие нюансы и «фигуры умолчания» в ней ещё не устоялись, а лишь формируются. «ДП» изучил, как петербургский бизнес выстраивает трудовые отношения с курьерами и какие подводные камни подстерегают обе стороны на этом непростом пути. Демократичная подработка Социальный портрет типичного петербургского курьера выглядит примерно следующим образом. Чаще всего это мужчина в возрасте 18–30 лет, с опытом работы в других профессиях, имеющий высшее (каждый третий) или среднее специальное образование (каждый пятый). Однако есть заметные группы с совершенно другими входными данными. Например, работа курьером всё чаще становится первым заработком для школьников Петербурга. 1,5 тыс. соискателей в возрасте от 14 до 18 лет за последние месяцы хотели стать курьерами, и это был их первый рабочий опыт. С другой стороны, курьерскую работу достаточно часто используют как подработку предпенсионеры и пенсионеры. За последнее время ею интересовались более 1,6 тыс. соискателей в возрасте от 60 лет и более. Женщины в профессии встречаются реже — примерно каждая пятая вакансия. В большинстве случаев у представителей сферы есть запрос на гибкий или сменный график. Уровень зарплатных притязаний петербургских курьеров довольно скромен — 44–75 тыс. рублей. По сравнению с их московскими коллегами это на 5–20 тыс. рублей меньше. Самокаты нарасхват По данным hh.ru, с начала года петербургские работодатели искали 6,3 тыс. курьеров. С января по середину мая 2024 года было размещено на 45% больше новых вакансий относительно того же периода прошлого года. Львиную долю спроса на курьеров в городе обеспечивают работодатели из сферы перевозок и доставки продуктов и товаров (почти каждая пятая вакансия), а также компании розничной торговли (14%). Объём вакансий для курьеров у ретейла вырос на 51%. А вот у IT–компаний, к которым себя относят всевозможные онлайн–массмаркеты и маркетплейсы, количество открытых курьерских вакансий за год взлетело сразу на 151%. Как рассказала директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова, медианная предлагаемая зарплата в мае этого года для курьеров в Петербурге достигла 115 тыс. рублей, что на 18,2 тыс. больше, чем в мае 2023–го. По словам директора категории «Такси, транспорт и логистика» «Авито Работы» Артёма Егоренкова, курьеры входят в топ–5 наиболее востребованного массового персонала. В апреле 2024 года на вакансии для них на площадке пришлось 3,5% от всех объявлений о найме в Петербурге. По сравнению с мартом 2024 года количество предложений трудоустройства выросло на 7,3%. При графике «полный день» средние зарплатные предложения в апреле составили 77 690 рублей и по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 2,6%. Почасовой тариф оплаты труда курьеров варьируется в среднем от 250 до 350 рублей. «Чтобы закрыть потребность в кадрах, компании предлагают курьерам привлекательные условия и разнообразные бонусы: возможность быстрого трудоустройства, ежедневные выплаты, работу рядом с домом, компенсацию расходов на топливо и мобильную связь, премии за трудоустроенных знакомых, бесплатное питание, повышенную оплату за выход в плохую погоду», — рассказал Егоренков. Курс молодого бойца Важная задача, стоящая перед бизнесом, — сделать так, чтобы новый курьер быстро влился в коллектив и эффективно встроился в отлаженные процессы. Как рассказала «ДП» директор по электронной коммерции компании «О’Кей» Елена Ременникова, у них каждому новичку перед началом работы и принятием решения о дальнейшем сотрудничестве проводят экскурсию по гипермаркету, знакомят с процессами интернет–магазина, коллективом и спецификой работы. «Программа обучения новых сотрудников у нас начинается с прохождения кандидатом электронных курсов в системе дистанционного обучения и сдачи теста на знание теоретического материала. После этого практические знания отрабатываются непосредственно на реальных заказах под постоянным контролем и с участием опытных наставников–курьеров, которые закрепляются за каждым новичком, в том числе и после окончания его обучения», — поделилась она. В пресс–службе «ВкусВилла» рассказали, что перед подключением к сервису каждый курьер проходит обучение правилам дорожного движения. Для кураторов курьеров также проводится обязательное обучение. Дополнительно вся информация по эксплуатации транспортного средства рассылается курьерам по внутренним каналам коммуникации с установленной периодичностью. Инструкции по правилам безопасности и все обучающие материалы всегда доступны кураторам и курьерам в мобильном приложении и в памятках на даксторах. «Спорные ситуации случаются, от этого никто не застрахован. У нас выстроена эффективная работа горячей линии, на каждом дарксторе работает куратор, который всегда на связи с курьерами и помогает разобраться в различных ситуациях. В культуре нашей компании умение признавать ошибки и на основе обратной связи улучшать процесс доставки и сервис для покупателей», — подчёркивают представители «ВкусВилла». Серая зона Несмотря на то что компании стараются обеспечить сотрудникам комфортные условия, по словам юристов, судебные споры между курьерами и службами доставки в различных городах РФ происходят регулярно. Это связано отчасти с тем, что сегмент находится в фазе активного роста, происходит процесс накопления опыта, в том числе и негативного. Кроме того, среди курьеров стало заметно больше граждан России, в том числе из–за роста зарплат. «В случае с агрегаторами сумма доставки, сумма комиссий и система штрафов достаточно прозрачна. А если курьер работает на конкретную пиццерию или магазин электроники, то там вполне возможна серая зарплата. И работодатель может этим манипулировать, стараясь заплатить меньше. Что может привести к трудовым спорам», — отмечает соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия» Анастасия Чумак. Также распространённые поводы для споров — порча имущества (автомобиль доставки, самокат или велосипед). Компания, предоставляющая транспорт доставщику, все возможные проблемы с ним зачастую списывает на недобросовестную эксплуатацию. Бывает, что размер ущерба курьер и компания оценивают по–разному. Как и сам факт порчи имущества — это мог сделать сменщик, а работодатель попросту ищет виновного, не вдаваясь в детали. «Работодатель может пытаться взыскать с курьера за испорченный товар или рабочий инструмент, а курьер может это оспаривать, так как взыскивают с его зарплаты этот ущерб зачастую незамедлительно и без долгих разбирательств. Часто зарплата курьера не может возместить работодателю потери. Например, разбитый автомобиль в пиццерии по вине водителя. Бывает так, что маленькая организация не будет оформлять каско ввиду больших издержек», — описывает возникающие сложности Анастасия Чумак.