Как справляться с паникой дыханием.
Паника это максимальная степень выраженности тревоги, при которой может происходить и довольно характерна аффективная дезорганизация мышления с т.н. «тоннельным восприятием» и, как следствие, совершение необдуманных поступков. Хоть состояние и неприятное, но его наличие обусловлено эволюционной необходимостью, как и наличие любой другой эмоции: при столкновении с большой опасностью выживали те приматы, которые убегали быстро и сразу, те же кто глубокомысленно пытался понять что же собирается делать саблезубый тушканчик и как в такой ситуации правильно поступить стали добычей. Т. е. биологическое назначение паники — быстрая мобилизация организма для спасения от непреодолимой опасности, если же опасность расценивается как преодолимая, то для этого есть эмоция злости, которая мобилизует уже для других действий, а именно для приготовления из этого тушканчика сочной отбивной с помощью подручных средств или даже без их применения. Сам этот процесс проходит на нейрофизиологическом уровне: вначале сознание с опорой на свой опыт, знания, убеждения и бессознательный багаж проводит экспресс-оценку внешнего объекта или ситуации и выдает результат «смертельная опасность!! 111!! «, что отправляет сигнал к надпочечникам, которые с большим удовольствием выбрасывают в кровоток нейромедиаторы адреналин и норадреналин. Эти вещества быстро добираются до мозга, а ещë конкретнее до locus coeruleus — подкоркового ядра отвечающего за уровень тревоги ( да, она есть постоянно, но на физиологически нормальном уровне не ощущается как тревога, а проявляется в виде собранности и бдительности). Само же ядро входит в состояние возбуждения замедляющее распад нейромедиаторов на порядок, что обеспечивает их длительную работу, потенциально достаточную чтобы убежать от опасности на большую дистанцию. Когда это происходит — функция эмоции исполнена, организм спасëн и доволен. Однако этот механизм в современной искусственной антропогенной среде включается в изначально непредусмотренных случаях, например, при тревожных новостях или словах мошенника — ни от того ни от другого убежать не получится (физически, про психические защиты по типу бегства в другой раз) и здесь паника вместо спасения становится фактором беспомощности и сама уже создаëт угрозу для человека.
Вмешаться в нейрофизилогию напрямую мы не можем, что на самом деле скорее хорошо чем плохо, но с этим, как и с некоторыми другими механизмами, возможен вариант опосредованного воздействия. Дело в том что locus coeruleus чувствительно к соотношению кислорода и углекислого газа в крови — это опять-таки эволюционно сложившийся встроенный регулятор паники, который в норме должен еë отключить когда бежать дальше уже не нужно. Поясню: для успешного бегства необходимо обогатить организм кислородом, что приводит к более глубоким вдохам и возрастанию концентрации кислорода, который в дальнейшем метаболизируется в углекислый газ, а последний при сохраняющемся типе дыхания отводится в недостаточной степени и вскоре его концентрация начинает резко расти превышая концентрацию кислорода. Когда поддерживается такое превышение концентрации СО2 организм это воспринимает как «мы ещë не убежали, сохраняем панику», когда же человек остановился и отдышался вернув концентрацию газов к нормальным значениям — это служит командой «отбой» для процесса. В результате возбуждение с locus coeruleus спадает и находящиеся в нëм излишки адреналина и норадреналина благополучно распадаются примерно за 3 минуты.
Именно этим моментом мы и можем воспользоваться для прекращения или как минимум ослабления паники. С этой целью используются дыхательная методика 7/11. В ней ровно два технически важных момента:
1. вдох длится 7 счетов, а выдох 11 (считаем с комфортной для себя скоростью и молча чтобы не сбить ритм дыхания)
2. Продолжительность такого дыхания 3-4 минуты чтобы гарантированно дать излишкам нейромедиаторов распасться, а ядру не войти обратно в состояние возбуждения.
Киях Алексей