Представители власти, транспортной отрасли, крупных компаний по производству удобрений, ассоциации морских портов, а также инвесторы собрались на площадке строящегося терминала НТК Усть-Луга, чтобы обсудить перспективы развития рынка и ответить на вопрос, продолжит ли расти экспорт отечественного сырья. Дискуссию открыл первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Егор Мищеряков, отметив, что те терминалы, которые уже построены и не находятся сейчас на реконструкции, не снижают объёмов перевалки грузов, в том числе, минудобрений. А это значит, что спрос у производителей сырья на имеющиеся мощности сохраняется довольно высокий. Более того, как заявили в ходе круглого стола сами промышленники, работать в сегодняшних условиях, с реальным количеством терминалов им тесновато. Дело в том, что, по информации старшего аналитика Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Нины Адамовой, в 2023-м году в России было произведено 59 млн тонн удобрений. А к 2028-му бизнес планирует выйти на отметку в 70 млн тонн, причём экспорт должен превысить 43 млн тонн. То, что этот прогноз вполне реален, и российские удобрения сегодня востребованы на мировом рынке не вызвало сомнений у собравшихся. Среди основных потребителей нашего отечественного сырья — Латинская Америка, на втором месте остаются такие страны ЕС, как Франция, Италия, государства Балканского полуострова. Также за последний год увеличился спрос со стороны Индии. Эксперты выразили уверенность, что если российские производители удобрений сохранят высокое качество продукции, то заинтересованность в ней со стороны дружественных стран будет только расти. Именно поэтому возможности по реализации отечественных минудобрений на внешнем рынке очень важны. И в первую очередь вопрос может решить строительство дополнительных объектов портовой инфраструктуры. Это стало особенно актуально на фоне прекращения перевалки груза через порты Прибалтики и Украины, а также после внесения поправок в Водный кодекс РФ, которые снимают ограничения на возведение соответствующих специализированных терминалов в непосредственной близости от береговой линии. Председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов Денис Илатовский рассказал, что новые мощности, безусловно, нужны, но на пути к их появлению инвесторам придётся преодолеть ряд вызовов. Самый главный — гарантия безопасности проводимых работ, не менее важный момент — привлечение и сохранение квалифицированного персонала и, наконец, взаимодействие с РЖД. В свою очередь, начальник центра моделирования бизнес-процессов ОАО «РЖД» Серей Галкин отметил положительную динамику в сотрудничестве с представителями терминалов. По его словам, многие процессы стали более прогнозируемыми, хотя обратную связь в части суточного клиентского плана погрузки всё ещё нужно дорабатывать. Подытоживая всё сказанное, коммерческий директор АО «Мурманский морской торговый порт» Андрей Доценко обратил внимание участников круглого стола, что строительство нового специализированного терминала именно на Балтике, в непосредственной близости от Петербурга, не случайно, ведь именно город на Неве сегодня является развитым логистическим хабом, как с точки зрения перевалки грузов при помощи железных дорог, так и посредством портовой инфраструктуры. Собравшиеся сошлись во мнении, что новый терминал в Усть-Луге не только поможет ликвидировать существующий дефицит портовых мощностей перевалки минеральных удобрений, но и увеличивает экспортный потенциал страны. По словам его представителей, потенциальная мощность терминала составляет 14 млн тонн в год. Причём железнодорожный грузовой фронт будет обрабатывать не менее 350 вагонов в сутки, то есть свыше 24,5 тыс. тонн, а производительность причальных мощностей достигнет 4,8 тыс. тонн в час. Благодаря наличию купольных и хребтовых складов, на площадке можно будет принимать и хранить без потери качества даже удобрения, которые склонны к слёживанию. Строительство планируется завершить до конца 2025 года, поэтому уже сейчас производители удобрений могут включать мощности терминала в стратегическое планирование своих предприятий.