Российские чиновники предпринимают очередную попытку обеспечить граждан доступным и комфортным жильём. В мае этого года по поручению президента началась разработка нового нацпроекта — «Инфраструктура для жизни». Закончить должны до 1 сентября. Нацпроект будет состоять из восьми федеральных проектов: «Развитие населённых пунктов», «Новые жилищные возможности», «Ипотека», «Городская среда», «Обновление жилищного фонда», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Инфраструктурное меню», «Новый ритм строительства». Предыдущая попытка стимулировать рынок и увеличить объёмы строительства через нацпроект «Доступное жильё» удалась лишь частично. За счёт субсидируемых ипотечных кредитов увеличилось не только количество построенных метров, но и их цена. А местные власти за счёт роста стоимости «квадрата» начали решать проблемы отсутствия социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Однако рост инфляции и подскочившая ключевая ставка сделали субсидированную ипотеку слишком дорогим удовольствием для государства, и после нескольких попыток каким–либо образом подправить и скорректировать её условия — менялись ставки, максимальные суммы кредитов, размеры первых взносов — от широкого субсидирования было решено отказаться. С 30 июня программы перестанут работать. По факту уже сейчас льготный кредит не всегда доступен: в банках просто нет времени для отработки документов. Единые правила для всех Пока подробностей о новом нацпроекте не так много, но всё–таки на ПМЭФ чиновники раскрыли часть будущих изменений. Так, заместитель главы Минстроя Никита Стасишин рассказал, что рассматривается возможность введения инфраструктурного сбора для создания социальных и иных объектов в рамках жилищного строительства. Его планируется ввести в регионах, где не хватает муниципальной, региональной и федеральной поддержки. По словам чиновника, затраты на создание инфраструктуры не должны идти из прибыли застройщика, а должны учитываться в себестоимости. «Нужны прозрачные правила, рекомендованные Минстроем и закреплённые в регионе. Это очень важно. Но создать простые и ясные правила непросто — регионы разные, формирование цены разное, затраты также не всегда одинаковые. Будем смотреть на практики регионов, аккумулировать предложения, посоветуемся с застройщиками, банками, ведомствами», — цитирует Никиту Стасишина «Недвижимость и строительство Петербурга». По сути, федеральные власти намерены создать единые для всей страны правила привлечения средств застройщиков для строительства инфраструктуры. Пока они есть только в Москве, где каждый девелопер знает, какие обязательства он будет нести при переводе земли из одной категории в другую. В Петербурге есть лишь рекомендации. Правда, без их выполнения получить разрешение на строительство практически невозможно. Как рассказывают участники рынка, градостроительная комиссия рассматривает потенциал каждого проекта и предлагает застройщику возвести определённый объём социалки, дорог и т. д. Формально все рекомендации должны соответствовать утверждённым нормативам градостроительного проектирования Петербурга. «На самом деле бывает, что желания властей выходят за рамки этих правил. Иногда удаётся убедить снизить эти требования, иногда — нет», — говорит директор одной из девелоперских компаний. Кроме того, само прохождение проекта через Градкомиссию никак не регламентировано. Некоторые проекты могут год–полтора–два ждать, пока их рассмотрят, как это было с проектами скандинавской компании Bonava: пока она не продала свои активы ФСК, заявки пылились в Смольном. В прошлом году комиссия собиралась всего 2 раза, в этом ещё ни разу. Девелоперу при нынешней стоимости денег такая неопределённость не идёт на пользу. Как снизить затраты Ещё одна инициатива власти, которую намерены внедрить в новом нацпроекте, — механизм оптимизации затрат застройщиков. «В правительстве будут уделять большое внимание оптимизации затрат застройщиков для того, чтобы квартиры становились доступнее, чтобы жильё, в том числе индивидуальное, строилось и в малых городах», — сказал Никита Стасишин. Видимо, речь идёт о том, чтобы власти в определённых случаях брали затраты на строительство инфраструктуры на себя. Показатель доступности будет прописан в новом нацпроекте. «Как именно — мы сейчас согласовываем», — заявил Никита Стасишин. Способами же достижения доступности жилья замминистра назвал сохранение льготной ипотеки (для отдельных категорий граждан) и развитие съёмного жилья. Что предлагает бизнес Участники рынка говорят, что у чиновников есть все способы снизить себестоимость строительства. В первую очередь это подготовка инфраструктуры участков под застройку. Сейчас около 7–8% цены квадратного метра жилья — это стоимость инженерных присоединений и создания транспортной инфраструктуры. Второй способ — снижение стоимости проектного кредитования в банках. «Сейчас стоимость обслуживания банковского кредита (это не только проценты) доходит до 7–10% от общей себестоимости строительства. Если государство будет субсидировать часть этой процентной ставки, это позволит увеличить объёмы строительства и улучшит экономику проекта», — говорит один из девелоперов. Свой вклад в конечную цену вносит и стоимость участка. В Петербурге большая часть земли находится в частных руках. «Сейчас все научились считать. Мы приходим к владельцу земли, а у него уже и готовый расчёт — сколько мы можем заработать на этом участке, и свои желания — какую долю он хотел бы получить, не неся никаких рисков. Если нет, то он может подождать год, два, три — земля не испортится и вряд ли подешевеет», — говорит один из застройщиков. Бороться с этим можно с помощью программы комплексного развития территории, когда землевладелец вынужден принимать участие в редевелопменте. В целом же, как говорят участники рынка, никакими нерыночными методами взять под контроль цены не получится, как, впрочем, и заставить застройщиков строить проекты с нулевой маржинальностью. «Проще будет закрыть компанию и уйти на пенсию», — говорит один из собеседников «ДП».