Роскомнадзор получит право самостоятельно блокировать «зеркала» пиратских сайтов. Мера должна помочь российским онлайн–кинотеатрам, но на деле усилит контроль над всем Рунетом. Соответствующие поправки были внесены в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законопроект принят Госдумой в конце прошлой недели сразу во втором и третьем чтении. Хотя с момента его внесения в парламент до рассмотрения в первом чтении, состоявшемся в апреле, прошло несколько месяцев. Раньше блокировка таких ресурсов была возможна только при участии Минцифры. Правообладатели или органы исполнительной власти при обнаружении пиратского «зеркала» (так называют полную или почти полную копию сайта, размещённую в другом интернет–домене) обращались с запросом в министерство. В течение суток шла проверка. Затем мотивированное решение отправлялось владельцу сайта и Роскомнадзору. Последний связывался с хостингом, на котором размещается сайт, интернет–провайдером и операторами поисковых систем. А они ограничивали доступ к сайту и удаляли его из поисковой выдачи. «Сейчас из этой цепочки предлагается убрать Минцифры и передать полномочия Роскомнадзору напрямую. Это должно ускорить процесс и в то же время разгрузить Минцифры», — говорит основатель юридической компании Future Legal Павел Катков. Примечательно, что подчиняться закону должны будут абсолютно все поисковые системы, работающие в Рунете. Раньше требования об удалении результатов из выдачи касались только тех поисковиков, которые распространяют рекламу, ориентированную на российских пользователей. Так что можно говорить об усилении контроля над контентом в российском сегменте интернета в целом. Ситуация с пиратством в России сложилась весьма специфическая. С одной стороны, регуляторы ужесточают борьбу с пиратством в интернете, с другой — зарубежные фильмы показывают в российских кинотеатрах без прокатных удостоверений. При этом Россия продолжает оставаться участницей Бернской конвенции и других основополагающих международных договоров об охране интеллектуальной собственности, напоминает Павел Катков. Антон Пчёлкин, юрист практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп», тоже обращает внимание на то, что владельцы кинотеатров вполне осознанно идут на нарушение законодательства, ставя целью извлечение прибыли. «Дело не в наличии каких–то “дыр” или “лазеек” в законодательстве, а в воле как правоохранительных органов, так и правообладателей. Уверенность в безнаказанности подогревается заявлениями крупных зарубежных студий о прекращении лицензирования своего контента. Государство в силу сложившейся политической ситуации, вероятно, рассматривает в качестве приоритета поддержку национального бизнеса и экономики», — подчёркивает он. Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что развитие пиратства в России стимулировал уход зарубежных игроков. «На пиратских ресурсах ищут контент Netflix, хотя раньше люди были готовы за него платить», — поясняет он. Тем временем российские онлайн–кинотеатры наращивают производство оригинального контента, который тоже активно утекает на пиратские сайты. «Количество “ориджиналс” растёт на 40–45%, по нашим данным, год к году. Естественно, что компании, которые инвестируют в создание контента, хотят его защитить», — отмечает Кусков.