Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» в Петербурге провёл настолько плотный деловой сезон, что актуализирует проект строительства второй очереди. В то же время отельеры говорят о растущей конкуренции на рынке и нерешённых проблемах, мешающих развитию событийного туризма. «ДП» узнал подробности. По официальным данным, в Петербурге проходит около 500 конгрессно-выставочных мероприятий в год. Примерно 30% туристов приезжают на бизнес-мероприятия. При этом некоторые туристы возвращаются в город по три-четыре раза в год, в том числе вместе с семьями. Новые точки притяжения Появление новых локаций для деловых мероприятий перераспределяет туристические бизнес-потоки не только в городе, разгружая его центр, но и в стране, полагает гендиректор ООО «Авто Менеджмент» Дарья Шаченок. «Раньше в Петербурге чаще всего задействовали площадки в центре, такие как дворцы, ведь дефицит площадей был очень серьёзным. С открытием новых появились мероприятия, которые раньше в городе не могли бы пройти. В масштабах страны это тоже повлияло на бизнес-потоки: частично то, что изначально проходило в Москве, «перетекло» в Петербург и в Сочи», — отметила она. В отличие от классического туризма, деловая программа не так сильно «завязана» на погоду, говорит гендиректор группы компаний PLG Марина Павлюкевич. «Для деловых мероприятий мы можем менять временные границы, чтобы загрузка была более однородной в течение всего года. Но вот для событийного туризма и ивентов погода имеет важное значение. И часть мероприятий будет всё равно каким-то образом фокусироваться на период белых ночей.», — сказала она. События для бизнеса, распределённые в течение всего года, действительно позитивно влияют на загрузку гостиниц и КВЦ. Например, у «Экспофорума» почти нет мероприятий ни в июле, ни в августе: они начинаются с конца лета и длятся до конца года, а затем всю зиму, сообщил заместитель гендиректора по коммерции «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Александр Горохов. «В этом году у нас высокий сезон — февраль, когда загрузка была 60% при среднем показателе по городу 20–30%», — уточнил он. В целом в КВЦ оценивают итоги минувшего 2023 года как лучшие за все 10 лет его существования: «Экспофорум» принял около 200 мероприятий, то есть по одному за каждые два дня. «Есть проект развития площадки: вторая очередь на территории больше 50 га. Мы давно об этом говорили и надеюсь, что в этом году он примет более конкретные предметные очертания», — добавил Александр Горохов. В последнее время туристы приезжают в Петербург на большее количество дней, чем раньше, и выезжают на природу в Ленобласть, так что игроки этого рынка готовятся к расширению, прогнозирует управляющий партнёр глэмпинга Black Village Виталий Озолин. «Чаще всего приезжают дня на два. Но в последнее время пошла тенденция, что начинают снимать на 4–5 дней», — пояснил он. Что мешает туризму в Петербурге Одной из насущных проблем города остаётся логистика и высокий трафик. Петербург упускает возможность проводить разные спортивные мероприятия, поскольку в городе недостаточно площадок для многих видов спорта (баскетбол, футбол, скалолазание, фехтование, единоборства), считает гендиректор ООО «УК Станция» Алексей Макаров. «Строительство такой арены как СКА мгновенно отражается в позитивном русле: начинают проводиться мероприятия, турниры, приезжают профессиональные и любительские команды целыми самолётами», — привёл он пример. Туристы-спортсмены едут вне летнего сезона: с сентября по апрель, совмещая соревнования с культурными мероприятиями. «Как отельеры, мы очень заинтересованы в том, чтобы эта инфраструктура для них создавалась. В каких залах они сейчас соревнуются, в том числе и в центральной части города, — это грустно», — отметил Алексей Макаров. Другой сегмент, который тоже сильно влияет на загрузку, по его оценке, — это туристы «выходного дня», в том числе из Москвы. Неудобств для спортивного и детского туризма в Петербурге достаточно, согласна гендиректор «Авто Менеджмент» Дарья Шаченок. «Мы уже три года продвигаем возможность для туристических автобусов, в том числе с детьми, ездить по выделенной линии для такси. Дайте нам, пожалуйста, вот эту правую линию», — поделилась она. Непросто развивается и инклюзивный туризм для людей с ограниченными возможностями. В городе только две компании, которые оказывают услуги по перевозке колясочников: «XXI век» и «Либерти», которые делают это на медицинском транспорте. «У нас был проект для детей-футболистов из 67 стран, колясочников. «Поднимали» всю администрацию города, чтобы найти нужное количество транспортных средств», — вспоминает Дарья Шаченок. Отдельная проблема — отсутствие билетов в Петербург или их высокая стоимость. По мнению бизнеса, можно подумать об организации перевозных квот для детских групп. «Очень часто слышим от организаторов, что, допустим, детский хор собирается провести показательное выступление или поучаствовать в фестивале: они открывают сайт РЖД и между Казанью и Петербургом выбирают Казань, потому что город тоже прекрасный, билеты есть или же стоят значительно дешевле», — указал Алексей Макаров. В этом есть проблема монополии и отсутствия регулирования в части монопольного определения цены, не исключил вице-президент НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Вячеслав Семененко. При этом, по его словам, Петербург не только приобрёл новые мероприятия, но и потерял. «Жалко, что Петербург потерял два Всероссийских деловых мероприятия с тысячами участников — «Жилищный конгресс» и «Proestate». Оба мероприятия родились в Санкт-Петербурге, но уехали в Москву и Сочи», — посетовал Вячеслав Семененко. По его оценке, из крупных российских мероприятий, важных для делового туризма, обращает на себя внимание Московский Урбан Форум, посвящённый развитию городов. «Москва мировой и российский лидер в урбанистической повестке, поэтому все стремятся в Москву — посмотреть и поучиться, ну а Сочи мы проигрываем климатом», — подытожил Вячеслав Семененко.