В России переосмысляют отношение к кинематографу как к нише для инвестирования. С этой точки зрения в нашей стране на него долго не обращали внимания, однако настало время перемен, уверены эксперты. По данным Минкульта, за 2023 год при поддержке ведомства в России в производство запустили 251 национальный фильм, в том числе 74 анимационных. За год завершили работу над 394 картинами, а в прокат вышли 207 российских полнометражек. Как ранее сообщала глава ведомства Ольга Любимова, кассовые сборы российских кинокартин составили в прошлом году 28,1 млрд рублей, в 2022–м — 12,3 млрд. Число зрителей, которые смотрят отечественный продукт, выросло за 3 года более чем вдвое: с 42,5 млн в 2020–м до 87 млн человек в 2023 году. По прогнозам Ассоциации владельцев кинотеатров, по итогам 2024–го доля российского кино и анимации в прокате может достичь 85–90%, а общие сборы — 40–45 млрд рублей. Осторожный подход Вместе с тем экранные искусства по сегодняшний день являются сферой, в которую российские частные инвесторы вкладываются с большой долей осторожности. По мнению экспертов, отчасти это связано с тем, что у них ещё недостаточно позитивного опыта. В то же время столь сложный продукт, как экранное искусство, весьма перспективен с точки зрения вложений, уверяют специалисты, поскольку он открывает инвестору много возможностей: права на него можно продавать множество раз, а также лично участвовать в международных кинофестивалях, обмениваться опытом. Одним словом, это может помочь инвестору значительно улучшить качество собственной жизни. В России на сегодня самый крупный инвестор в кино и анимацию — государство в лице Минкульта (на его субсидии претендуют авторские, социально значимые фильмы, документальное кино и анимация), Фонда кино и Института развития интернета. В 2024 году министерство выделит 16,2 млрд рублей на производство, из них 9,4 млрд пройдут через Фонд кино. В этом отношении интересен опыт других стран, например Италии, где государство поддерживает инвесторов, вкладывающихся в экранное искусство, уменьшая им налоги, за счёт чего те могут вложить сэкономленные деньги в культурное развитие страны, а впоследствии заработать на кинопроекте. Как рассказала «ДП» директор по развитию Союза организаций бизнес–ангелов (СОБА) Луиза Александрова, в России сегодня на уровне правительства обсуждается аналогичный подход применительно к технологическим компаниям. Эксперты считают, что кино также перспективно с этой точки зрения, поскольку в последнее время всё чаще звучат заявления о значимости развития культурного кода страны, популяризации её уникальности. Экранное искусство может позволить достичь этой цели, не затрагивая политику. Кроме того, в условиях, когда кинотеатры испытывают дефицит контента, подобные проекты имеют шансы стать подспорьем для бизнеса (в том числе и как один из форматов маркетингового продвижения брендов). Как ранее писал «ДП», в последние 4 года рынок кинотеатров вынужденно придерживался стратегии выживания. Есть куда расти За культурными проектами, в том числе российскими, большой потенциал, уверены представители международной кинокомпании Peresvet Tauri, нацеленные на отбор перспективных проектов, в частности российско–итальянских, которые могли бы быть интересны инвесторам на внутреннем и внешнем рынках. Компания совместно с СОБА и киностудией «Лендок» организовала в Петербурге мероприятие, в ходе которого расскажут о возможностях инвестиций в технологические компании, а также о прозрачной модели инвестирования в кинопроекты, в том числе международные. В конференции примут участие ведущие специалисты из России и Италии, завершится событие закрытым показом итальянского фильма «Семь километров от Иерусалима», получившего 16 различных международных наград, в том числе премию ЮНЕСКО Жан Руж за объединение народов, и рекомендованного папой Бенедиктом XVI к просмотру по всему миру. Эксперты отмечают, что в настоящее время на рынке много грамотных киноюристов, а также ассистентов, с помощью которых инвесторы могут следить за процессом работы над проектом, а также движением средств. В числе перспективных картин эксперты Peresvet Tauri выделяют «Итальянскую любовь» с бюджетом €5 млн и прогнозными сборами от €15 млн; «Форд против Феррари» (бюджет €100 млн, сборы €225,5 млн только в кинотеатрах); «Лёд» (бюджет $2,4 млн, сборы $23,8 млн). Не ошибиться в прогнозах Эксперты рекомендуют вкладываться в проекты, которые уже собрали часть средств: государственных и частных. По данным НИУ ВШЭ, в России ежегодно производят примерно 100–120 фильмов для проката в кинотеатрах, 120–150 художественных фильмов для телевидения и мини–сериалов, 150–200 традиционных сериалов (от пяти серий). В 2023 году вышли 14 полнометражных анимационных фильмов, объёмы отечественного рынка анимации оценивают в 18,1 млрд рублей. «Перед тем как принимать решение об инвестировании, необходимо проанализировать бизнес–план создателей проекта, он должен быть подробным и понятным: цели, сроки, каким образом и через сколько продукт окупится. Важно, если он претендует выходить на международный рынок, поскольку продажа прав на кино иностранным покупателям — долгосрочная история, дивиденды от которой можно получать в течение многих лет», — подчёркивает Анжело Сконда. И конечно, стоит взглянуть на картину с точки зрения зрителя, ощутить свой резонанс с работой творческой команды. Луиза Александрова подчёркивает, что принципы выбора объекта для инвестирования для каждой из сфер общие, несмотря на имеющиеся нюансы. «Важна команда создателей, стратегия получения дохода. Главное — чтобы сформировать инвестиционный портфель, необходимы вклады примерно в 10 проектов, это относится и к фондовому рынку, и к венчурным инвестициям, и к кино», — поясняет она. Эксперты в целом считают нынешние реалии временем возможностей для тех, кто нацелен увеличить доход за счёт поддержки талантливых инициатив. Другое дело, что сегодня требуется большая погружённость в суть вопроса, поскольку по известным причинам рынок инвестиций претерпел существенные изменения за последние пару лет.