Завод «Пелла», вынужденный ранее продать свою вторую российскую верфь из–за финансовых трудностей и потерявший третью в недружественной теперь Германии, похоже, возвращается в строй с новыми амбициями. На своём стенде в рамках Международного военно–морского салона «Флот–2024» ленинградский судостроительный завод «Пелла» представил четыре новинки — модели двух буксиров для работы на Северном морском пути (СМП), а также катеров для Военно–морского флота и силовых структур. Буксиры проектов «ПЕ–50» и «ПЕ–80» имеют ледовый класс Arc4 и Arc6 соответственно. Это позволяет эксплуатировать их в арктических водах практически круглогодично, в том числе на СМП. Проект «ПЕ–50» основан на версии проекта 90600, которая зарекомендовала себя: по нему «Пелла» строит уже больше 20 лет по заказу частных компаний, государственных предприятий и Военно–морского флота. Другой новинкой стенда стала новая версия высокоскоростного десантного катера, получившая название «Раптор 2.0». «Он полностью построен на российской элементной базе: от отечественных производителей собрана вся механика внутри, навигация, двигатель и так далее. Фактически локализация достигнута на уровне 98%, что вдвое выше, чем раньше. Мне кажется, что по защищённости, скорости, вооружению этот корабль лучший в своём классе», — рассказал «ДП» заместитель исполнительного директора «Пеллы» Александр Котенков. Катера этого проекта предназначены для уничтожения малоразмерных надводных диверсионно–разведывательных групп, доставки и огневой поддержки морской пехоты, тактической разведки. Их уже поставляли российскому флоту, затем верфь выпустила обновлённую версию. На «Пелле» утверждают, что на «Рапторе 2.0» установлен наиболее оптимальный набор вооружения, включая возможность борьбы с безэкипажными катерами. В базовой версии катера планируется установить в том числе корабельный дистанционно управляемый боевой модуль «Нарвал» и пусковые установки РСЗО 122 мм, говорится в его описании. Согласно проекту, наибольшая длина катера — около 20 м, габаритная ширина — 4,3 м, водоизмещение — около 30 т, дальность плавания — 400 миль, скорость — более 50 узлов. Верфь также приступила к сборке опытного образца патрульного катера своего нового проекта «Катран». Он разработан для силовых структур и будет иметь соответствующий набор технических средств. «Думаю, что к концу года соберём опытный образец, затем начнём испытания», — добавил Александр Котенков. Пропульсивный комплекс состоит из двигателей суммарной мощностью 2 тыс. кВт и двух водомётов. Среди опций вооружения — артиллерийский комплекс АК–306, два пулемёта, два ПЗРК «Верба», комплекс РЭБ и комплекс постановки пассивных помех. Добавим, что на уличной экспозиции Военно–морского салона также представлен опытный образец безэкипажного катера «БЭК–1000», который выпускает компания «Пелла–Фиорд». Судно может нести нагрузку весом до 1 т, говорится в его характеристиках. На данный момент в портфеле заказов «Пеллы» — три малых ракетных корабля шифра 22800 (шифр «Каракурт»), ближайший из которых планируется передать в конце 2026 года, научно–исследовательское судно и буксир для работы на СМП. Желание верфи работать в Арктике логично, поскольку именно там сейчас острая нехватка судов практически всех классов, говорит источник «ДП» в судостроении. В планах федерального правительства значительно увеличить грузопоток по СМП и частично сделать его северным аналогом Суэцкого канала, напоминает он. В 2023 году, по оценке «Росатома», по СМП перевезли 36,3 млн тонн. Больше половины объёма грузопотока обеспечил СПГ «Новатэка». Салон «Флот–2024» проходит в Кронштадте с 19 по 23 июня.