Начало июля — время подводить итоги сериального полугодия. «ДП» предлагает свою версию самых интересных сериалов первой половины 2024–го. «Мистер Бейтс против почты» (Mr Bates vs The Post Office) Эта безумная в своей абсурдности и иррациональности история могла произойти практически где угодно, но случилась в Англии. С 1999 по 2015 год 3500 субпочтмейстеров (владельцев франшизы Королевской почты Великобритании) из–за проблем с почтовой бухгалтерско–учётной системой были обвинены в мошенничестве и растратах, 700 признаны виновными и осуждены по разным статьям, 236 человек получили реальные тюремные сроки. Сотни жизней, судеб и репутаций разрушены. Единственным не сдавшимся и решившим докопаться до истины оказался Алан Бейтс, также владевший почтовым отделением и также проходивший по этому делу. Сюжетов о противостоянии с бюрократической госмашиной в истории человечества предостаточно. Главный герой отправляется в свой крестовый поход как следует подготовившись: несколько лет жизни Бейтса уходят на кропотливый сбор и тщательный анализ информации, уговоры пострадавших выступить свидетелями и поиск адвокатов. Скромная драма на поверку оказывается грандиозной историей о поиске справедливости, тотальном лицемерии чиновников и государства, несгибаемости и упорстве того самого «маленького человека». Из финальных титров можно узнать статистические и юридические подробности этой истории. И поражает вот что: по сей день никто из бывших и настоящих сотрудников Королевской почты не привлечён к ответственности. Но, учитывая, что в реальной жизни точка ещё не поставлена, очередь и до них, вероятно, дойдёт. «Оленёнок» (Baby Reindeer) Очаровательное название сериала поначалу вводит в заблуждение, которое быстро развеивается. Стендапер–лузер Донни Дэнн (Ричард Гэдд) попадает как кур в ощип: проявив однажды чуть больше человеческого участия, он становится объектом преследования милой с виду Марты Скотт (Джессика Ганнинг). Экс–юристка (как она сама себя рекомендует) поджидает его в баре, где тот работает, шлёт сотни сообщений и электронных писем, руша его жизнь и отношения с близкими людьми. Ричард Гэдд идёт по хорошо известному пути: берёт за основу собственный травматичный опыт, причём не только психологический, но и сексуальный. Он перерабатывает пережитое сперва в спектакль–автофикшн (в этом случае даже два), с которым производит фурор на Эдинбургском фестивале, а затем — в сценарий сериала, где сам себя и играет. Оттого происходящее на экране по–настоящему непредсказуемо: не раз и не два здесь проявятся такие грани человеческой души, о которых вроде бы и знаешь, но, когда сталкиваешься с ними крупным планом, хочется зажмуриться и не видеть зловонные бездны. Однако сюжетные кульбиты оставались бы неубедительными без филигранной актёрской игры, прежде всего Гэдда и Ганнигс, ставших открытиями этого сезона. Так что неожиданная популярность, случившаяся с «Оленёнком», не такая уж и неожиданная. А такую степень авторской откровенности и беспощадности ещё следует поискать. «Сёгун» (Shōgun) Английский моряк Джон Блэкторн (Космо Джарвис) вместе со своим кораблём и командой терпит бедствие у японского берега, оказывается в плену у самураев, приговаривается к жестокой казни, но в последний момент его спасает могущественный феодал Ёси Торанага (Хироюки Санада). Разумеется, не просто так, а с тайными намерениями использовать англичанина в борьбе с конкурентами. Роман–эпопею Джеймса Клавелла, написанную в 1975–м, экранизировали спустя всего 5 лет, и настолько успешно, что телесериал получил несколько номинаций на «Золотой глобус». Спустя почти 40 лет за его переосмысление взялись Рэйчел Кондо и Джастин Маркс, до этого не имевшие опыта работы с таким материалом. Учитывая, что над авторами довлел ещё и успех первой версии, можно было ожидать не самого удачного результата. Но всё это ничуть не помешало творческому дуэту подобрать новые ключи к известной истории. Первичными здесь становятся многочисленные интриги, намёки на которые есть уже в первой серии. А дальше только больше. На фоне сложновывернутых подковёрных манёвров разворачиваются личные истории героев, среди которых выделяется история Марико (Анна Саваи) — переводчицы Торанаги. Единственным недостатком «Сёгуна» можно счесть спокойный и размеренный рассказ, обманывающий ожидания, данные трейлером. Ведь когда сталкиваются полярные цивилизации и мировоззрения, эпические битвы неизбежны. Однако Кондо и Маркс умудряются свести их к необходимому минимуму, что всё–таки не так и плохо. Пусть уж лучше говорят, чем без конца нещадно убивают друг друга. «Фоллаут» (Fallout) В результате ядерной катастрофы, случившейся в 2077 году, большая часть человечества превратилась в пепел. Выжившие (и загодя подготовившиеся) рассредоточились по Убежищу — системе сложно устроенных и прекрасно оснащённых катакомб, подготовленных компанией Vault–Tec. Там можно провести не один десяток лет. В 2296–м девица Люси (глазастая Элла Пернелл) готовится выйти замуж за красавца из соседнего бункера. Но во время церемонии выясняется, что он и его товарищи — не те, за кого себя выдают. В результате бойни гибнет часть жителей Люсиного убежища, её отца (Кайл МакЛохлан) похищают бандиты, а сама героиня, погоревав немного, отправляется на поиски. Выйдя на поверхность, Люси узнаёт много нового. «Фоллаут» — не первая попытка экранизации популярной видеоигры, но, пожалуй, первая настолько удачная. Придуманная почти 30 лет назад, игра стала культовой, пережила смену владельцев, многократные разговоры о переносе на большой экран, но обстоятельства менялись, и в конце концов за неё взялись Лиза Джой и Джонатан Нолан. Сценаристы «Мира Дикого Запада» не стали следовать готовому сюжету, а написали оригинальную историю, конечно же помня о первоисточнике. Повествование, полное драматичных флэшбеков, идёт от лица трёх персонажей — Люси, Гуля (Уотон Гоггинс) и Максимуса (Эрон Мотен), охватывая таким образом максимально возможное количество событий прошлого и настоящего, на земле и под землёй. От получившегося результата невозможно оторваться не только тем, кто знать не знал про эту игру до сериала, но и фанатам, а это, как известно, самая трепетная и придирчивая аудитория. Джой и Нолан показали мастер–класс, как следует работать с исходным материалом, не растеряв, а приумножив его почитателей. И как итог — сериал продлён на второй сезон. «Шугар» (Sugar) Частный детектив Джон Шугар (Колин Фаррелл) специализируется на поиске пропавших людей. Однажды знаменитый голливудский продюсер (Джеймс Кромуэлл) просит отыскать исчезнувшую в неизвестном направлении внучку Оливию (Сидни Чендлер), любившую злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Шугар соглашается взяться за дело, естественно даже не представляя, какие секреты, в том числе и семейства Оливии, вскроются по ходу расследования. Персона самого главного героя не менее загадочна, чем всё происходящее в сериале. Помимо того что Шугар — неистовый киноман, он ещё полиглот, член некоего закрытого общества, служил в спецназе, а затем резко всё поменял. Где–то до середины сериала гадаешь, кто же это всё–таки такой, откуда взялся и зачем вообще ему всё это нужно. Когда тайна раскроется, изумление неизбежно. Детективная линия выстроена в «Шугаре» по канонам: скелеты начинают сыпаться из шкафов, стоит только дёрнуть за ручку одного из них, родственники пропавшей девушки принимаются искать информацию на самого детектива. Единственной, кто пытается помочь, оказывается мачеха Оливии (Эми Райан). Из сумрака выходят бандиты и наркоторговцы, и всё это в декорациях одного из самых кинематографичных городов мира — Лос–Анджелеса. Создатель сериала Марк Протосевич («Клетка») черпал вдохновение в hard–boiled детективах 1930–х и фильмах нуар 1940–х. И конечно же, здесь полно всевозможных цитат и отсылок к знаменитым и не очень кинокартинам, органично введённых в общий ряд и создающих ещё один уровень смыслов. Хотя иногда всех смыслов становится всё–таки с некоторым перебором.