Добраться из Петербурга на Чёрное море железной дорогой стало почти невозможно — кончились билеты. Горожанам можно посоветовать присмотреться к другим направлениям, а РЖД — развивать мультимодальные перевозки. В продаже практически не осталось билетов на поезда из Санкт–Петербурга в Сочи вплоть до второй половины августа, убедился «ДП», просмотрев календарь бронирования ОАО «РЖД». На ближайшие 30 дней остаются доступными единичные билеты в плацкартные вагоны и купе по цене 6–7 тыс. рублей, однако подавляющее большинство мест в поездах полностью распроданы. Аналогичная ситуация с билетами до Анапы, Новороссийска, Симферополя и Севастополя. Авиабилеты до Сочи, единственного открытого аэропорта на юге России, судя по сайтам агрегаторов, можно приобрести без проблем. Однако их цена значительно выше, чем на поезд, — в среднем порядка 15 тыс. рублей в одну сторону. Лететь или ехать? Южные курорты пользуются большим спросом в высокий сезон, и путешественники бронируют отели, билеты на самолёты и на поезда заранее, особенно учитывая тот факт, что до многих локаций можно добраться только наземным транспортом, подтверждают участники рынка. Как рассказала руководитель пресс–службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова, доля оформленных на лето ж.–д. заказов из Северной столицы составляет 10,5%. Однако на август всё ещё можно найти билеты, их стоимость в одну сторону начинается от 7 тыс. рублей. Кроме того, из Петербурга можно добраться в Сочи на самолёте (12,7% оформленных авиазаказов). При этом билеты на самолёт есть в продаже даже на ближайшие даты — перелёт в одну сторону обойдётся от 13 тыс. рублей. Сочинское направление лидирует по популярности у россиян, рассказали «ДП» в «Авиасейлс». А у петербуржцев другой приоритет — это Калининград. На него приходится 18% забронированных туда–обратно билетов внутри страны, тогда как доля авиабилетов в Сочи из Петербурга — 14%. Проще всего тем, кто едет отдыхать по путёвке, купленной у туроператора, поскольку она включает как проживание, так и дорогу с трансфером, а значит, турист гарантированно уедет. По данным «Слетать.ру», количество бронирований туров в Краснодар с вылетом из Петербурга нынешним летом даже уменьшилось на 18% по сравнению с прошлым годом. «Сейчас можно забронировать туры как в Сочи, так и на другие курорты Краснодарского края с заездами и во второй половине июля, и в августе. Так, отдых в Сочи на двоих на 7 ночей с вылетом из Петербурга в первой половине августа и размещением в отеле четыре звезды с завтраками можно приобрести по цене от 137 тыс. рублей», — рассказали там. Запишись и жди Неожиданным препятствием для тех, кто не спланировал отпуск заблаговременно, может стать новая услуга «Лист ожидания», представленная РЖД в конце июня. В случае, если билеты на нужный поезд раскуплены, через сайт или web–приложение можно записаться в «Лист ожидания». Тогда, если билеты снова появятся в продаже (например, их кто–то сдаст), система пришлёт пользователю уведомление и даст 2 часа на оплату автоматически зарезервированных билетов. Если не успеть, бронь переходит к следующему человеку в списке и так далее. С одной стороны, сервис очевидно удобный, так как избавляет от необходимости каждую минуту обновлять сайт РЖД в надежде поймать появившееся в продаже место на поезд. С другой стороны, такая система почти полностью лишает возможности купить билет на популярное направление в случае внезапно возникшей необходимости. К тому же у РЖД до сих пор нет услуги по переоформлению уже оплаченного билета на другое лицо. Раньше с этой целью можно было сдать билет и сразу же «поймать» его обратно. Теперь же велика вероятность, что он уйдёт записавшимся в лист ожидания. Шансы есть В Anex констатируют, что спрос на курортные направления Краснодарского края растёт. Среди тех, кто предпочитает проводить отпуск там, много самостоятельных путешественников, поэтому туроператоры могут отследить картину лишь по своим продажам пакетных туров. Купить путёвки на популярные направления из города на Неве ещё можно, говорят в компании, но мест осталось не так много, поэтому решение этого вопроса рекомендуют не откладывать. В пресс–службе национального туроператора «Алеан» считают, что дефицит может ощущаться на определённые даты заезда при бронировании наиболее востребованных объектов, а также при поиске мест в популярных сочинских здравницах, которые активно бронировали на лето ещё зимой. По данным на 18 июля, на август на сайте «Алеан» для бронирования в Краснодарском крае доступно 948 объектов размещения с гарантированными местами, в Крыму — 442. В компании также добавляют, что до начала сезона закупили блочные билеты «Уральских авиалиний» по фиксированным ценам, в том числе на рейсы Санкт–Петербург — Адлер. Озаботились ночлегом Туристы, которые планируют свои поездки самостоятельно и не обращаются к туроператорам, помимо билетов на поезд или самолёт бронируют также отель, апартаменты или квартиру посуточно. По данным сервиса онлайн–бронирования «Островок», на долю объектов размещения Краснодарского края приходится 19% от всех бронирований по стране на июль, на Ставропольский край — 2%, на Крым — 1%. Показатели остались неизменными с прошлого года. Если смотреть на отдельные популярные курортные направления, то в Ялте число бронирований выросло на 22% год к году, в Сочи — на 17%, в Кисловодске — на 11%. По данным сервисов МТС Travel и Bronevik.com, количество бронирований на морских курортах в Краснодарском крае на июль выросло на 13% по сравнению с прошлым годом. Как показывают данные МТС Travel, туристы бронировали жильё в среднем за месяц до заселения, средний чек на проживание в июле составляет примерно 7 тыс. рублей в сутки. Поменять систему К наблюдаемому дефициту билетов в разгар турсезона также отчасти приводят инфраструктурные особенности, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. С позиции РЖД, по словам эксперта, задействовано максимальное количество поездов для обслуживания отдыхающих, а новых дополнительных составов просто нет в наличии. «Решением мог бы стать запуск мультимодальных маршрутов. Они подразумевают синхронизацию действующего расписания к определённому хабу, месту притяжения, откуда уже люди могли бы добираться до курортов. То есть, условно, возить не из Петербурга до Сочи, а до других городов, а оттуда уже вывозить туристов автобусами», — поясняет эксперт. Чтобы мультимодальное сообщение для пассажиров было сравнимо по скорости и удобству с прямыми рейсами, необходимо вводить единые билеты, включающие гарантированные пересадки, а от других городов до курортов имеет смысл запускать дополнительные экспрессы, которые за счёт короткого плеча могли бы довозить до точек притяжения большее число желающих за единицу времени.